Потенциал применения технологий VR в реабилитации физических и психологических травм

Дубравина Анастасия Сергеевна – студент факультета Математики и информационных технологий Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Шейко Гузель Абдулхаковна – старший преподаватель Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета.

Аннотация: В данной статье, описываются доводы о применении технологий VR в реабилитации физических и психологических травм. Приводятся исследования к доводу.

Ключевые слова: VR, виртуальная реальность, реабилитация, психотерапия, физиотерапия.

VR (виртуальная реальность) – это трёхмерная компьютерная среда, которую человек может видеть с помощью выводящего устройства (шлема, очков и т.п.) и управлять ей с помощью вводного устройства (джойстика, контроллера, мыши и т.п.).

Большинство людей в современном мире мало, что знают о виртуальной реальности, а те, кто уже знаком с данной технологией, относят её больше к категории развлечений: игры, кино, мультипликация и т д.

В действительности, существует множество проектов, которые предлагают развлекательно-реабилитационный контент, основанный на технологиях виртуальной реальности. Подобный контент предлагает решения проблем в медицине, связанных с реабилитацией физических и психологических травм.

Например исследование учёных из Бергенского университета в Новергии показало, что реабилитация, с применением технологий виртуальной реальности почти так же эффективна как и при обычной физиотерапии.

Контент представлял из себя управление от первого лица 3D моделями рук с масштабом 1:1. Благодаря подобному оформлению мозг принимал виртуальные руки за подлинные. Перед игрой на голову человека надевали VR-очки, а на руки перчатки, оснащённые сенсорами, которые считывали все их движения.

Игровой процесс состоял из выполнения различных действий в виртуальной среде: потянуться за объектом, схватить его или же сжать. Задачи ставились в зависимости от степени тяжести состояния самого пациента.

В эксперименте участвовало две группы пациентов по 60 человек, каждый из которых перенёс инсульт. Первая группа проходила стандартный курс физиотерапии, пока вторая группа выполняла тренировки на основе виртуальной реальности. На протяжении четырёх недель реабилитации каждая группа должна была пройти отведённые им курс тренировок по 16 раз.

В ходе исследования выяснилось, что функциональность конечностей улучшилась на 20%, а через три месяца, после окончания тренировок, на 30%. Причём подобные результаты дали обе группы пациентов, вне зависимости от формы проведённой реабилитации.

Не смотря на полученные показатели, учёные отдали предпочтение тренировкам с использованием технологий виртуальной реальности, нежели стандартным, обуславливая это тем, что в случае работы со второй группой, пациенты испытывали меньше стресса и больше мотивации.

Примером эффективности внедрения технологий виртуальной реальности в психотерапию служит исследование учёных из Лондонского университетского колледжа и Барселонского университета.

Контент состоял из виртуального окружения, скопированного с помещения, в котором проводился сеанс лечения.

Игровой процесс состоял из восьмиминутного сценария, разделённого на два этапа. В первом этапе пациент отыгрывал роль взрослого персонажа, главной задачей которого стояла - посочувствовать плачущему ребёнку и утешить его. По истечению времени, ребёнок переставал плакать и его настроение заметно повышалось. Спустя несколько минут, пациент принимал роль уже того самого ребёнка, которого он утешал пару минут назад. Сохранённую ранее сцену прокручивали заново, так что пациент становился объектом сочувствия и утешения, высказанного им же раньше.

В эксперименте участвовало 15 пациентов в возрасте от 23 до 61 лет, каждый из которых имел депрессивное расстройство. На протяжении 3х недель, пациенты проходили сеанс один раз в неделю.

В результате эксперимента, данная методика уменьшила проявление депрессии и патологической самокритики на 60% у девяти пациентов. У четырёх из этих же девяти, заболевание перешло в более лёгкую степень. Эффект от терапии сохранялся в течении четырёх недель после окончания эксперимента.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что технологии виртуальной реальности имеют огромный потенциал для практики в реабилитации травм, как физических, так и психологических.

Список литературы

  1. Статья «Virtual Reality Training for Upper Extremity in Subacute Stroke (VIRTUES)» [Электронный ресурс]. сайт. - URL: https://n.neutology.org/content/89/24/2413.
  2. Статья «Virtual reality therapy could help people with depression» [Электронный ресурс]. сайт - URL: https://www.eurekalert.org/pub_releases/2016-02/ucl-vrt021116.php.
  3. Отсчёт об иследовании «Embodying self-compassion within virtual reality and its effects on patients with depression» [Электронный ресурс]. сайт - URL: https://www.cambridge.org/core/journals/bjpsych-open/article/embodying-selfcompassion-within-virtual-reality-and-its-effects-on-patients-with-depression/1A1217651159D085145A7999CFFFF772.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail