УДК 004:33

Сравнительный анализ методических основ оценки функций рыночного спроса и предложения в банковском секторе

Лосев Валерий Сергеевич – доктор экономических наук, заведующий кафедрой Экономической кибернетики Тихоокеанского государственного университета.

Гончарук Николай Владимирович – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается такое понятие как равновесное состояние рынка. Проводится сравнительный анализ исследований, проводившихся в периоды экономических кризисов нескольких стран, с приведением эконометрических моделей для анализа. Дан вывод с обоснованием теоретико‑методических основ оценки функций рыночного спроса и предложения.

Ключевые слова: исследование, конъюнктура рынка, экономическое положение, анализ рынка, спрос и предложение, кредитный рынок, равновесное состояние рынка, методики оценки.

Конъюнктура рынка – это его «организм», от слаженной работы всех частей которого, будет зависеть общее состояние, а также функционирование других «организмов», ведущих свою деятельность в пределах определенной системы. Рыночный «организм» представляет собой взаимодействие между величиной спроса и предложения в условиях конкурентной среды. Равновесная цена, которая при этом устанавливается на рынке, позволит сделать правильный диагноз относительно текущего состояния рынка. Обычно сложно достигнуть классического равновесного состояния, когда спрос равен предложению, (рисунок 1) особенно, когда на его формирование оказывает влияние ряд независимых от него факторов.

Рисунок 1. Равновесное состояние рынка. [3]

Так, банковский сектор выполняет роль «кошелька» всей экономики, то есть через него происходит обслуживание большинства финансовых ресурсов, спрос и предложение на нем является отражением межсекторного взаимодействия банковских учреждений с клиентами. Разделяя банковскую систему на кредитный и депозитный рынки, необходимо обязательно учитывать специфику деятельности каждого во время определения рыночного спроса и предложения.

Традиционно исследование вопросов, связанных с установлением равновесия на банковском рынке, а также выявлением наиболее релевантных факторов, которые могут повлиять на ее дестабилизацию, актуализируется тогда, когда происходят структурные сдвиги в экономике. Последним подобным структурным сдвигом, который состоялся в масштабах всего мира, стал финансовый кризис 2008-2009 гг., рожденный непосредственно с кредитного рынка. Исследователи из разных стран начали активно изучать основные факторы, вызвавшие эту ситуацию и те последствия, которые она имела для национальных экономик мира. Рассмотрим некоторые из исследований, посвященных проблематике определения факторов влияния на уровень спроса и предложения на кредитном и депозитном рынках.

Так, Б. Блас (B. Blaes, 2011) [1] в своей работе анализировал роль банковских и небанковских факторов, которые вызвали замедление процесса кредитования нефинансовых корпораций в Германии в посткризисный период. Как утверждает автор, во время формирования предложения и спроса на кредитном рынке задействованы различные факторы, которые в комплексе создают основу для формирования монетарной политики, которая, в свою очередь, участвует в управлении конъюнктурой рынка. Например, в качестве одного из инструментов монетарной политики в ответ на отрицательный кредитный спрос для его активизации как для заемщиков, так и для кредиторов, используют снижение ключевых процентных ставок по кредитам до критического уровня. Такой подход может быть выгодным для обеих сторон. С другой стороны, если на кредитном рынке возникает дефицит предложения, то средствами монетарной политики можно исправить эту проблему, поддержав общий уровень ликвидности банков за счет массового привлечения финансовых ресурсов на краткосрочный период под высокие проценты.

Исследование кредитного рынка Германии проводилось на примере наиболее значимых немецких банков, данные о которых можно найти с помощью информационного источника Организация по исследованию банковского кредитного сектора европейской банковской системы (Eurosystem's Bank Lending Survey, BLS). Автор в своей работе пытался найти ответ на три вопроса: проведение банковской оценки изменений в формировании кредитных стандартов для нефинансовых корпораций страны; определение ключевых факторов, которые спровоцировали эти изменения, а также регулирование спроса на кредитном рынке Германии.

В контексте исследования, основное внимание направлено непосредственно на методику, которую использовал автор для оценки спроса и предложения на кредитном рынке. Исследование проводилось на примере четырнадцати немецких банков, которые являются участниками BLS с момента ее основания (2003 г.), в течение 2003-2011 гг. Спецификация модели, которая использовалась в работе, имеет следующий вид [1]:

 

(1)

где  – первая разница логарифма реальных кредитов нефинансовым корпорациям банка i в период t;  – набор индикаторов BLS, выступающих в роли факторов влияния на спрос и предложение на кредитном рынке i-ым банком в период t;  – вектор дополнительных пояснительных переменных, описывающих микро - и макроэкономическое состояние страны;  – свободный член модели;  – коэффициенты модели;  – остаточная величина.

К индикаторам BLS автор относит: кредитную нагрузку на каждый банк; уменьшение или увеличение спроса на кредиты, а также методику определения разработанной самой организацией.

На основе проведенного исследования был получен результат, в котором индикаторы BLS осуществляют статистически значимое влияние на объем кредитов нефинансовым корпорациям Германии, однако, с некоторым временным лагом. Основным недостатком данной работы является то, что анализ, который проводится в ней, охватывает лишь часть банков страны, поэтому интерпретировать полученные результаты для банковской системы в целом нельзя.

Влияние мирового финансового кризиса на структуру кредитного рынка также исследовал С. Соваго (S. Sovago, 2011), который в своей работе [6] оценивал взаимодействие между спросом и предложением на кредитном рынке Венгрии. Экономическое положение Венгрии, как и других европейских стран, в период кризиса значительно ухудшилось. Это сказалось на объемах кредитования, чистый приток которых начал приобретать отрицательные значения. Несмотря на то, что к 2010 г. ВВП страны начал постепенно снижаться, рост и объем кредитования, особенно корпоративного, продолжал уменьшаться. Автор решил рассмотреть причины этой тенденции и ответить на вопрос от чего в большей степени зависит нарушения рыночного равновесия – от факторов, которые формируют спрос или предложение на кредитном рынке.

Анализ рынка проводился на основе данных за 2003-2010 гг. на примере шести венгерских банков, в которых сосредоточено более 70 % всего кредитного портфеля страны. Эконометрическая модель оценки состоит из двух уравнений (для спроса и предложения), за основу построения которых автор использовал подход, представленный в работе М. Калани (M. Calani, 2010) [2]. В качестве зависимой переменной в работе используется годовой темп роста объема корпоративных кредитов, который является скорректированным на обменный курс. С учетом особенностей кредитного рынка Венгрии спецификация функций спроса и предложения имела следующий вид [2]:

 

(2)

 

(3)

где  – спрос на корпоративные кредиты;  – предложение корпоративных кредитов;  – реальная процентная ставка на кредиты;  – годовой темп роста новых экспортных заказов основных отраслей промышленности;  – годовой темп роста валового накопления основного капитала;  – фиктивная переменная, описывающая восприятие рыночной ситуации кредитными специалистами;  – фиктивная переменная, описывающая изменения в кредитных стандартах;  – фиктивная переменная, описывающая готовность банков к кредитованию;  – годовой темп роста банковских иностранных обязательств;  – ставка корпоративного банкротства;  – период исследования.

То есть хотя в уравнениях зависимые переменные и называются по-разному, фактически они представляют собой один и тот же показатель – годовой темп роста объема корпоративных кредитов. Кроме указанных переменных, представленных в моделях спроса и предложения, в работе приведены несколько вопросов, которые касаются позиционирования банков на кредитном рынке страны. Результаты данного опроса также учитывались автором при оценке спроса и предложения на рынке. Проведя необходимый анализ, автор делает вывод, что на дестабилизацию кредитного рынка Венгрии осуществляли значительное влияние как факторы спроса, так и предложения. Силу влияния каждого необходимо рассматривать в разрезе конкретного банка так, как некоторые венгерские банки ведут активное сотрудничество с другими европейскими банками, которые могут влиять и на равновесное состояние банковской системы Венгрии.

Не менее интересным исследованием в направлении оценки спроса и предложения на кредитном рынке является работа японских ученых С. Каноха и Ч. Пумпайсанчай (S. Kanoh, C. Pumpaisanchai) [4]. Обострение экономической ситуации в Японии в 2001 г., которое сопровождалось постепенным сокращением темпа роста ВВП в течение последнего десятилетия, стало предпосылкой для проведения различного рода исследований с целью определения реальных причин данной ситуации. Банковский сектор Японии в то время переживал очень сложные времена. Значительное сокращение объемов долгосрочного кредитования в течение исследуемого периода ознаменовалось как период кредитного кризиса в стране. Однако, точно никто не мог сказать, что стало причиной негативного положения в банковской системе: неправильное регулирование банков или их общее финансовое состояние. В работе проведен детальный анализ существующих подходов к идентификации понятия «кредитный кризис». Целый ряд ученых по-своему подходят к его определению. Однако все акцентируют внимание на следующих ее характеристиках: сокращение размеров предложения на любые виды кредитов, уменьшения спроса на них со стороны заемщиков, включая малые и крупные компании, ухудшение качественных характеристик заемщиков и соответственно кредитного портфеля банков. Другими словами, в первую очередь происходит нарушение соотношения между спросом и предложением на рынке, которое в работе А. Бергера (A. Berger, 1993) [3] был определен как «the supply versus demand puzzle».

В работе [4] ученые предложили оригинальный подход на основе учета качественных показателей. Нарушение равновесия на кредитном рынке может быть вызвано как со стороны структурных изменений спроса, так и предложения на нем. Неценовые факторы, связанные с деятельностью банков и заемщиков, безусловно играют важную роль во время формирования кредитного портфеля. Основной проблемой в их использовании при оценке рыночной ситуации является сложность сбора необходимой информации, а также ее дальнейшая обработка. В работе необходимы данные о качественных аспектах формирования спроса и предложения на кредитном рынке были получены путем проведенного опроса экспертной кредитной комиссией Японии среди крупнейших банков страны. Соответственно для оценки предложения были опрошены банки, а для спроса – контрольная выборка домохозяйств и фирм. Полученная таким образом информация о состоянии кредитного рынка страны является ценным инструментом для выявления основных проблем на нем с позиции ключевых субъектов. Параллельно с качественными показателями в исследование были введены и количественные, которые описывали банковскую деятельность, деятельность домохозяйств и фирм, а также показатели макроэкономического развития страны. Соответственно во время исследования были также учтены и качественные характеристики, которым по специальной методике были присвоены количественные характеристики.

Общий вид модели оценки спроса и предложения на кредитном рынке представлен двумя соотношениями: [4]

 

 

(4)

где  – модели оценки предложения и спроса на кредитном рынке соответственно в период исследования t;  – смоделированное значение объема предложения на кредитном рынке в период исследования t;  – смоделированное значение объема спроса на кредитном рынке в период исследования t;  – смоделированное значение объема спроса на кредитном рынке в период исследования t.

В результате проведенного исследования было выявлено, что в период 2001-2004 гг. в Японии наблюдалась ситуация, при которой предложение на кредитном рынке было выше спроса для крупных и средних фирм, но зато с малыми фирмами была обратная картина. Японские банки отреагировали на такое положение введением ограничений для кредитования малого бизнеса. Отклонение смоделированных объемов спроса и предложения от их реальных значений свидетельствует о несовершенстве регулирования кредитного рынка Японии, что требует дальнейших исследований.

Следующая работа, проведенная американским ученым Э. Диком (A. Dick, 2002) [5], была посвящена оценке спроса на рынке депозитных услуг США. В этой статье автор попытался изменить стандартную структуру выбора услуг в банковском секторе, принимая во внимание такие его особенности, как выбор определенного банковского продукта в зависимости от географических особенностей рынка (автор разделяет рынок на статистические регионы‑метрополии и соответственно не метрополии, под продуктом подразумевается объем долларовых депозитов), оценка рынка должна базироваться на ценовом факторе, а также ограничениях банка под использование рабочей силы, значениях эксплуатационных расходов, ассортименте продукции.

К перечню основных переменных, которые влияют на установление цены на депозиты, а также описывают общее состояние банковской страны, относятся: комиссионные расходы за услуги, процентная вставка по депозитам, количество занятых в обслуживании одного филиала банка, расстояние между филиалами банка, возраст банка, величина банка и другое.

Для оценки уровня спроса и предложения автор использовал функцию полезности потребителей. Вид данной функции для i-го потребителя j-ого банка на рынке t будет иметь вид: [5]

 

(5)

где  – процентные ставки, уплачиваемые банком соответственно за депозиты и услуги по обслуживанию депозитов;  – вектор индикаторов, которые характеризуют непосредственно банковский продукт;  – вектор характеристик продукта, которые конкретно определены в модели (специфические характеристики модели);  – коэффициенты модели;  – остаточная величина.

Каждый потребитель будет отдавать свое предпочтение соответственно тому банку, который будет максимизировать его функцию полезности .

 

(6)

где  – вектор, который включает в себя коэффициенты .

На основе проведенного анализа было доказано, что на выбор потребителей фактор цены имеет большее влияние в сельской местности, чем в городской. Данный способ оценки конъюнктуры рынка позволяет учесть не только ценовые факторы, но и отдельные потребительские предпочтения, учитывая всю специфику регионального расположения рынка, уровень обслуживания на рынке, ассортимент тех депозитных услуг, которые предлагаются на рынке и тому подобное. Однако недостатком такого метода является громоздкость расчетов, необходимых для оценки состояния рынка всей страны, а также невозможность собрать информацию о некоторые показатели, введенные в модель.

Как видим, проанализированные методики оценки спроса и предложения в большей степени используются для анализа равновесного состояния на кредитном рынке. Для того, чтобы использовать рассмотренные подходы для исследования рынка, их необходимо адаптировать, выбрав релевантные факторы и зависимую переменную. Кроме того, при выборе той или иной модели стоит обязательно обращать внимание на специфику банковской системы страны, ее законодательное обеспечение, наличие и доступность необходимых информационных ресурсов. Поэтому для того, чтобы подобрать наилучшую методику, которая бы позволяла оценить спрос и предложение на рынке, нужно четко решить для себя что будет выполнять роль зависимых и независимых переменных и установить правильное направление связи между ними.

Список литературы

  1. Blaes Barno Bank-related loan supply factors during the crisis: an analysis based on the German bank lending survey / Barno Blaes // Deutsche Bundesbank, Discussion Paper. – 2011. – Series 1: Economic Studies, No 31. – p. 48.
  2. Calani O. (2010), Supply and Demand Identification in the Credit Market / O. Calani, C. Mauricio, S. Pablo García, Daniel Z. Oda // Working Papers. Central Bank of Chile. – 2010, p. 571.
  3. Berger Allen N. The. big picture. about relationship- based finance / Allen N. Berger // Business Access to Capital and Credit: A Federal Reserve System Research Conference. Federal Reserve Bank of Chicago. – 1999. – pp. 390-400.
  4. Kanoh S. Listening to the Market: Estimating Credit Demand and Supply from Survey Data / S. Kanoh, C. Pumpaisanchai // Institute of Economic Research Hitotsubashi University. – 2006. – February. – p. 37.
  5. Dick A. Demand Estimation and Consumer Welfare in the Banking Industry / A. Dick // 2002. – November 6. – p. 38.
  6. Sovago S. Identifying supply and demand in the Hungarian corporate loan market / S. Sovago // MNB Occasional papers. – 2011. – No. 94. – p. 28.

Интересная статья? Поделись ей с другими: