УДК 338.242.4

Цифровая трансформация механизмов государственного регулирования экономики на фоне новой промышленной революции

Капустин Николай Андреевич – магистр Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации.

Аннотация: Международный опыт демонстрирует, что имплементация технологий новой промышленной революции, такие как анализ больших данных, интернет вещей, квантовые вычислений, распределенный реестр и облачная обработка данных значительно меняют существующие механизмы государственного регулирования экономики, бросая вызов централизованным системам в поиске способов максимально эффективного способа использования социально-экономических выгод на глобальном, региональном и национальном уровнях. По мере постепенной цифровизации мировой экономики важным инструментом межотраслевой трансформации становятся цифровые платформы, которые увеличивают эффективность государственной цифровой экосистемы. Применение моделей «правительство как платформа» позволяет стимулировать рост эффективности государственной экономической политики при участии всех субъектов хозяйственной деятельности. Отличительными чертами новых механизмов государственного регулирования являются транспарентность, активное вовлечение гражданского общества, высокий уровень безопасности, а также инновационной общественной культуры.

Ключевые слова: цифровая экономика, регулирование, цифровое правительство, облачные вычисления, распределенный реестр, платформы.

Поступательное развитие цифровой экономики, которое создает все большие объемы данных, которые необходимо своевременно и качественно обрабатывать, создает новые вызовы для структуры государственного управления экономикой, заставляя правительства государств мира переосмыслить свои функции и управленческие механизмы. В результате, цифровизация структуры экономического управления, создание «цифрового правительства» становится приоритетной задачей во многих странах [1].

Под этим термином подразумевается повышение качества предоставления государственных услуг с применением возможностей, которые предоставляются высокими технологиями, что влечет за собой повышение качества обслуживания физических лиц, а также создание более благоприятных условий для улучшения конкурентоспособности бизнеса и производства. Кроме того, цифровое правительство ведет к перенастройке внутренних управленческих процессов в экономике государства, позволяя обеспечить более быстрое взаимодействие на основе общенациональных баз данных. Обеспечивая горизонтальную интеграцию всех государственных органов власти, данная модель приводит к тесному сотрудничеству между государством и бизнесом, стимулируя баланс интересов всех сторон при разработке подходов к регулированию цифрового сектора.

Компания Gartner выделяет следующие этапы перехода к цифровому правительству [2]:

 

Электронное

Открытое

Дата-центрическое

Полностью цифровое

Умное

Уровень зрелости

Начальный

Развивающийся

Устоявшийся

Управляемый

Оптимизирующий

Акцент на ценности

Продуктивность

Открытость

Основополагающая ценность

Трансформация

Устойчивость

Взаимодействие

Портал

Правительство как платформа

Неправительственные каналы

Многоканальное

Автоматизация

Лидерство

CIO/CTO

CDO

Департаменты

CIO и департаменты

Новый CIO

Технологии

SOA

Открытые услуги

Открыть все данные

Вещи как данные

Умные машины

Поставщики

Смешанная

Инсорсинг

Внешние и внутренние поставщики

Партнеры как поставщики

Аутсорсинг

Метрики

Доля онлайн-услуг

Доля открытых данных

Количество услуг, основанных на данных

Доля данных, получаемых от вещей

Доля снижения количества услуг

Цифровая трансформации во всех государствах мира сталкивается с рядом вызовов. Так, в ряде случаев сдерживающим фактором выступает уровень цифровизации существующих государственных услуг. Зачастую развертывание сложных и трудных в использовании платформ ограничивает возможности их применения для малого и среднего бизнеса, самозанятых, физических лиц. Серьезные пробелы обычно также наблюдаются в ходе организации межведомственного взаимодействия. Почти всегда государственные посталы предоставления различных услуг не обладают кроссплафторменной интеграцией, что сужает спектр их применения и не позволяет достичь заявленных ранее показателей конечного роста производительности труда.

По мере цифровой трансформации управления экономической деятельностью выделяются его новые принципы:

  1. Открытость для «подрывных» технологий и инноваций;
  2. Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом;
  3. Применение открытых данных;
  4. Клиенто-ориентированность услуг;
  5. Платформонезависимость услуг;
  6. Подход к правительству как к «единому целому», которое по умолчанию является цифровым;
  7. Принцип «digital end to end».

Технологии четвертой промышленной революции могут применяться не только в частном секторе, но и обладают потенциалом совершенствования системы предоставления государственных услуг, государственного экономического регулирования.

Примером использования является применение блокчейна в земельном кадастре Швеции [3]. Система регистрации прав собственности, которая спроектирована для интеграции смарт-контрактов в сферу покупки недвижимости, доступна только сторонам контракта и позволяет отслеживать весь процесс в цифровом виде: от этапа подписания контракта до передачи определенного права собственности конечному владельцу, риэлтору, ипотечному кредитору либо государственному учреждению. Мобильное приложение предоставляет потребителям возможность подписи документов, слежения за ходом сделки, автоматического получения цифровых копий документов. Данный кадастр гораздо более прозрачен и точен нежели существующая система, позволил сократить время обработки передачи прав на владение землей с нескольких месяцев до нескольких дней, значительно нарастив эффективность экономических отношений в сфере земельной собственности. В целом, благодаря безопасности, прозрачности и скорости технологий распределенного реестра повышается эффективность государственного регулирования, возрастает доверие к государственным органам.

Искусственный интеллект и машинное обучение также получают широкое распространение, меняя традиционные административные процессы. Чат-боты позволяют в автоматическом режиме с высокой точностью обрабатывать значительную часть стандартизированных услуг в интересах частного сектора и физических лиц, давая также возможность в режиме реального времени общаться с широкими слоями населения. Анализ результатов работы государственных механизмов на основе больших данных позволяет непрерывно повышать эффективность работы органов и ведомств, устраняя выявленные слабые места.

Ключевую роль для цифровой трансформации государственного регулирования хозяйственной деятельностью играет обработка данных. Эффективное управление собранной информацией нуждается в единой государственной политике управления данными, которая бы регулировала сбор, совместное использование и хранение данных органами административного управления экономикой по соответствующим нормам. Принцип единообразия также дает возможность безопасно и оперативно обновлять базы данных. В этой связи важную роль играет также создание инфраструктуры для совместного использования данных, то есть создание единообразных структурных компонентов (центров обработки данных). Примером подобной инфраструктуры являются облачные вычисления. Например, еще в 2012 году в Сингапуре была создана единая государственная система облачных вычислений G-Cloud – облако для хранения информации органов и ведомств [4].

В целом, эффективное регулирования экономики государства в условиях новой промышленной революции требует перехода к модели «правительство как платформа» [5], который обозначает применение новых (в первую очередь цифровых) технологий для поддержки коллективных действий на различных уровнях власти при помощи совместного использования различными ведомствами данных, услуг и программного обеспечения. Смысл данной модели в том, чтобы сделать документооборот (данные и решения) правительства доступными и открытыми для применения другими ведомствами через общую платформу.

В рамках данного подхода правительство более не является поставщиком услуг и превращается в механизм, который поощряет граждан и бизнес к активной позиции в ходе разработки политики регулирования экономики в то время, как государство лишь отвечает за функционирование единой, доступной и понятной для всех экосистемы участия [6].

В этом плане эффективное восприятие новых моделей регулирования требует не только имплементации технологий, но и изменений в общественной культуре. Для обеспечения технологического перехода требует открытости к изменениям, готовности тестировать различные продукты и системы «в режиме песочницы». Все это изменяет не только модели взаимодействия между государством и бизнесом (G2B), но и создает новые возможности для коммуникации на уровнях B2B (между коммерческими предприятиями) и B2C (между предприятием и клиентом).

В результате восприятия единой системы управления данными и воспроизведения модели «правительство как платформа» обычные механизмы регулирования заменяются на новую систему, характеристиками которой являются прозрачность и активное участие граждан, высокий уровень безопасности данных и доминирование инновационной культуры. Все это позволяет значительно сократить существующие транзакционные издержки. Например, переход на цифровой формат обработки данных в Дании в результате имплементации стратегии «Качественные национальные базы данных для всех – движущая сила роста и эффективности» привел к сокращению стоимости государственных услуг на 50%.

Список литературы

  1. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации // World Bank Group, 2018 – Режим доступа: http://documents1.worldbank.org/curated/en/848071539115489168/pdf/Competing-in-the-Digital-Age-Policy-Implications-for-the-Russian-Federation-Russia-Digital-Economy-Report.pdf.
  2. Di Maio, Andrea, Jerry Mechling, Rick Howard “Digital Government Is a Journey Toward Digital Business” // Gartner, 2014 – Режим доступа: https://www.gartner.com/doc/2715517/digital-government-journey-digital-business.
  3. The Land Registry in the Blockchain // Kairos Future, 2017 – Режим доступа: https://chromaway.com/papers/Blockchain_Landregistry_Report_2017.pdf.
  4. Cloud Computing in Singapore: Key Drivers and Recommendations for a Smart Nation // Lee Kuan Yew School of Public Policy, National University of Singapore, 2018 – Режим доступа: https://www.cogitatiopress.com/politicsandgovernance/article/download/1757/1757.
  5. Helen Margetts, Andre Naumann “Government as a Platform: What Can Estonia Show the World?” // Oxford Internet Institute, University of Oxford, 2017 – Режим доступа: https://www.politics.ox.ac.uk/publications/government-as-a-platform-what-can-estonia- show-the-world.htm.
  6. Government as a Platform — the Value Proposition // New Zealand Government, 2017 – Режим доступа: https://webtoolkit. govt.nz/blog/government-as-a-platform-the-value-proposition.

Интересная статья? Поделись ей с другими: