УДК 1(091), 123

Этическое осмысление теории хозяйствования по работам протоиерея Сергея Булгакова

Журавлева Алена Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры Теологии и религиоведения Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Аннотация: В предложенной статье автор исследует экономическое и этическое осмысление теории хозяйствования, анализируя работы русского философа протоиерея С.Н. Булгакова, выделяя и анализируя этическую составляющую в православной концепции этики хозяйства.

Ключевые слова: экономика, социология, этика, религия, хозяйство, православие, Россия.

В научных статьях, посвященных экономическому и этическому осмыслению проблем в современной российской экономике часто встречаются мнения различных авторов о том, что развивать экономические новации и при этом следовать православному мировоззрению и православному понимаю этики труда и предпринимательства, есть совершенно бесперспективное занятие. Однако, при этом не уменьшается количество ученых и предпринимателей, утверждающих, что не только возможно, но и необходимо формировать и активно продвигать православную отечественную бизнес модель в России и за ее пределами.

В современной России наблюдается уникальное явление, характеризующееся синтезом протестанткой и католической этики капитализма и концепции, базирующийся на традиционных православных ценностях в предпринимательской среде.

Популярная концепция немецкого социолога Макса Вебера изложенная в его работе «Протестантская этика и дух капитализма», анализирующая воздействие религии на капиталистическое устройства общества утверждает, что только адепты протестантской религии сформировали и продолжают активно стоить процветающее капиталистическое общество.

Занимался исследованием влияния религии на экономику и немецкий экономист, философ, культуролог, социолог Вернер Зомбарт, утверждавший о сильнейшем влиянии католицизма на становление и развитии западноевропейского капитализма. Благодаря своим трудам в области философии хозяйства Макс Вебер и Вернер Зомбарт формально считаются родоначальниками философии хозяйства, сведя духовный фактор к формальной этики они синтезировали новое направление в философии и экономике - этическую экономию.

В работах русского философа и экономиста протоирея Сергея Булгакова, рассматривающего большой спектр вопросов о православном отношение к труду, к его результату и плодам, к совершенствованию и призванию человеческой личности в труде, в «обоживание» человеческой души в результате труда на пользу общества, были впервые выделены и исследованы помимо этических, «религиозно-метафизические предпосылки хозяйственной жизни народа в качестве самостоятельного объекта научного рассмотрения, создав новое исследовательское направление, принципиальным образом отличающееся от этической экономии». [7, С.412]

Как ранее отмечал автор в своей статье «Эсхатологическая этика как феномен русской философской культуры» – «Со времени крещения Руси складывается еще одна важная типологическая особенность русской культуры в целом и русской мысли в отдельности. Это софийность, которая ярко проступает в русской софиологии Нового времени, но которая стала формироваться много веков ранее». [9]

С. Н. Булгаков в 1912 году защитил докторскую диссертацию на тему «Философия хозяйствования», где широкоаспектно исследовал религиозно- метафизические предпосылки хозяйственной жизни русского народа. Хорошо известна его цитата - «упрек в мироотреченности православия должен быть устранен». [7, С.247] По мнению С. Н. Булгакова, православная концепция ведения бизнеса, в частности ее этическая составляющая учит человека строить свою жизнь, в частности ведение бизнеса по нормам, являющимися базовыми для морального императива и заповедям Божьим.

В 1897 году С. Н. Булгаков писал: «Русская литература представляет своеобразное соединение экономических принципов марксизма с тенденциями историко - этической школы. Это незаконное соединение, отвечающее еще недостаточной дифференцированности нашей общественной среды, должно без сомнения со временем уступить свое место более чистым научным типам». [1, С.34]

Первоначально, С. Н. Булгаков рассматривал сферу экономики этически, через «социальное христианство», но к моменту создания «Философии хозяйства» эта однобокая точка зрения поменялась, перед философом встала задача выработки новой парадигмы христианского осмысления глобальных экономических процессов. Если в ранних работах С. Н. Булгакова главным предметом анализа были экономические взаимоотношения между людьми, возникающие в процессе производства, по другому говоря - хозяйственная этика, то в его фундаментальном сочинение «Философия хозяйства», опубликованном в 1912 году, ядро исследований было перенесено на онтологию хозяйства, где исследователь на первый план выдвигает метафизику, рассматривает хозяйство исключительно как богочеловеческий процесс.

Основными вопросами для исследователя стали метафизические построения - «смысл хозяйства», «Бог и хозяйство», «субъект хозяйства», «как возможен труд», «мир как хозяйство», «свобода и хозяйство» [8, С.112] и т.д.

В «Философии хозяйства» С. Н. Булгаков попытался сделать невозможное - перенести экономический материализм на небо, проявил себя как «богослов в экономике и экономист в богословии». [8, С.231] Исследуя этические и религиозно-метафизические истоки хозяйственной жизни народов, философ рассматривает Бога и созданный Им мир как «премудрость» Божию, Софию». [8, С.234]

В связи с этим концептом, автор «Философии хозяйства» представляет объект хозяйства как философскую категорию, как природу или материю, причем имеется ввиду мировая материя, которая «как система сил едина и непрерывна» [5], существует в тесной взаимосвязи с жизнью, как пассивное и активное начало.

Великий хозяйственный акт, совершающийся во времени и в пространстве, С. Н. Булгаков рассматривает как «некое объективное деяние человека или какого-либо коллектива людей, актуальный выход индивида или группы из себя во внешний природный материальный мир и определенное действие в нем, это человеческое действие в мире вещей и воздействие на вещи». [5, С.231] Такова внутренняя структура и внешнее выражение любого акта хозяйственного процесса, будь то труд промышленного рабочего, крестьянина-землевладельца, инженера, педагога, ученого, художника, писателя, администратора или философа. Само понятие «хозяйство» С. Н. Булгаков рассматривает как «процесс созидания не только материальных благ, но и духовных ценностей, хозяйство представьте собой очевидно, некоторую объективную деятельность». [5, С.116]

Можно предположить, что вопрос о субъекте хозяйства у Булгакова выделяется и становиться в ряд наиболее важных проблем его философского учения. Субъект хозяйства в философии С. Н. Булгакова тесно связан с антропологическими, социологическими и этическими аспектами, чем существенно отличается от субъекта в экономическом материализме. В представление исследователя, общество представляет собой социальную целостность, которую невозможно воспринять с помощью органов чувств, «социальный организм, как творение Божие, есть чудо. Чудом является и человек, пребывающий внутри масштабного общественного тела, но испытывающий при этом не чувства затаенности, а ощущение свободы. На основании творческой свободы зиждется личное достоинство человека, восходящее к религиозным истокам и чувству бесконечности, питаемому христианско верой». [7, С. 119]

Философ полагал, что религия и экономика находятся между собой в теснейшей взаимосвязи, так глубокая религиозность русского народа объясняется целым рядом факторов, в том числе тем, что деревенский труд на природе гораздо благоприятнее действует на религиозные чувства человека, чем работа на городской фабрике, заводскому рабочему, в отличии от крестьянина, совершенно чуждо чувство религиозного соединения с космическим целым. Далеко не случайно, что православие утвердилось в качестве духовной формы, характерной именно для восточных народов, существовавших на протяжение столетий в условиях аграрного хозяйства, со слабым промышленным и денежным капиталом.

Разрабатывая тему мировозренческих оснований христианской социологии хозяйства, исследователь полагал, что в хозяйственной деятельности творить общее дело всего человечества, в ней масштабно и впечатляюще проявляется космизм человека, обнаруживается его суть и мощь как «космического агента» [2, С.49], «вкушая плоды своего труда, человек стоит свое тело из космической материи». [2, С.114]

С точки зрения С. Н. Булгакова, «божественную тему своего бытия личность осуществляет на основе свободы, в раздвоение мира на субъект и объект, которое лежит в основе познания и хозяйства, субъект, как носитель свободы, есть качественная, конкретная энергия, а общее отношение субъекта-объекта в каждом частном случае определяется по-своему, в зависимости от свойств данного конкретного субъекта». [2, С.122]

В понимание философа, - «Бог, есть совершенная и абсолютная Личность, как сама Свобода, по любви Своей восходил почтить человека Своим образом, то есть свободой, и поэтому свобода включен в план мироздания как его основа. Человек есть творение в том смысле, что он осуществляет в себе мысль Божию о нем. Как качественно определенная личность, он воплощает в себе творческую идею, имеет в себе известное идеальное задание, предвечной существует как представление Бога». [2, С.129]

Основой построения для такой системы должна быть по Булгакову, - «исход мысли из области логического - к жизни самой посеете - к сущему прежде существования. Жизнь есть первичный дорефликсивный факт бытия. Жизнь есть конкретное единство алогического и логического, есть материнское лоно всех индивидуальных существований, и в них она сохраняет свою торжественную и единую природу». [7, С.98]

Булгаков выделяет две Софии - «горная София и человечество. Между ними существует непосредственное живое общение, и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, красота…хозяйство и культура». [7, С.111]

В границах этих отношений всеобщей связи между Богом, миром и человеком осуществляется всеобщая власть Бога, она «снисходит, к ней все устремлено». [7, С.129] На основание этих восходящих-снисходящих отношений исследователь решает вопрос о природе человеческого творчества, в первую очередь, хозяйственного. Он утверждает, что этот вопрос, невозможно решить в пространстве кантовских гносеологических парадигм, и предлагает разрешить их в ординарной концепции «трансцендентальном субъекте хозяйства - Мировой Душе или умопостигаемом Человечестве, который эмпирически есть историческое человечество с онтологической причастностью Софии каждой отдельной личности». [6, С.269]

Хозяйственная деятельность человека имеет перед собой тот же объект, что и Бог - природу. Бог творит из ничего, человеческое творчество не является творением «метафизически нового» [5, С.589], человек, будучи тарным, творит уже из созданного. Овладевая содами природы, он восстанавливает в ней связь производящих сил, творит мир, культуру, воплощая в нем «данное, сделавшееся заданным, но вновь находимым по наперед данным образцам». [4, С.25]

С. Н. Булгаков полагает, «что в хозяйстве, как ведущем божественно-космическом-человеческом процессе твориться общее дело всего человечества». [3, С.118]

Однако философия хозяйства не может состоять только из одних метафизических построений, хозяйство ведется всем миром, сообща, в результате образуются материальные продукты труда, и в этом концепте нравственная составляющая становиться основной, ведущей, в силу этого можно выделить элементы прикладной этики.

Таким образом, концепция «этики хозяйства» как прикладной этики полностью не удовлетворила С. Н. Булгакова в силу его духовного устремления к преодолению этического. Осуществленный исследователем поиск и анализ этических обоснований хозяйства завершился не остановкой на «Философии хозяйства» с ее этикой и эсхатологией, хотя для реализации этого плана у него не было объективных препятствий, а позволил философу сменить позитивно-научный взгляд на природу экономического труда христианской метафизикой хозяйства, но тоже этически нейтральной.

В дальнейшем С. Н. Булгаков развил и обосновал теорию аграрного развития мира и православную философию хозяйства, что позволило ответить России на жесткий вызов западного мира.

Список литературы

  1. Булгаков С.Н. От автора // С.Н. Булгаков. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. - СПб.: Изд-во РГХИ, 1997.
  2. Булгаков С.Н. Душа социализма. Часть I.// Новый град, №1, – Париж, 1931 г.
  3. Прот. Сергий Булгаков. Православие: Очерки учения православной Церкви, - М., Терра,г. 1991.
  4. Булгаков С.Н. Неотложная задача //Христианский социализм (С. Н. Булгаков). Новосибирск: Наука, 1991.
  5. Булгаков С. Н. Первохристианство и новейший социализм//«Два града. Исследование о природе общественных идеалов». - Спб.: Изд-во РХГИ, 1997.
  6. Булгаков С.Н. Центральная проблема софиологии // Тихие думы. – М.: Республика, 1996.
  7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Наука, 1990.
  8. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994.
  9. Журавлева А.В. Философия хозяйства /А.В. Журавлева //ООО «Инвестиционная компания «Баррель», г. Москва, №1 (115), 2018 г.

Интересная статья? Поделись ей с другими: