УДК 1(091), 123

Патриотизм в концепции И.А. Ильина, как выбор этической позиции

Журавлева Алена Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры Теологии и религиоведения Российского православного университета святого Иоанна Богослова.

Аннотация: Автор исследует философское наследие И.А. Ильина выделяя и анализируя этическую составляющую в феномене патриотизма, рассматривая это явление как этическо-творческий акт самоопределения русского народа. В статье определяется генезис, этапы становления, возможные формы реализации патриотизма, так же раскрывается его многомерность и нестандартность трактовки этого явления.

Ключевые слова: Патриотизм, этика, мораль, Россия, государство, народ, нация, характер, православие, вера, духовность.

В современном российском обществе, переживающим период модернизации, наблюдается проблема формирования идей патриотизма как социокультурной ценности. Патриотизм как социокультурный феномен является ценностно-духовным ориентиром в обществе, и недооценка его влияния на формирование мировоззрения в российском обществе в современных реалиях может иметь крайне негативные последствия.

Всестороннее и углубленное исследование понятия «патриотизм» актуально дискуссионностью своего содержания, автор рассматривает логическую парадигму патриотизма во взаимодействии с духовно-нравственными идеалами общества. Акцент в понимание патриотизма ставиться на соотношении религиозной этики и политики в общественном сознании. Неоднозначность трактовки данного понятия и подмена его близкими по смыслу, но не тождественными по содержанию и существу категориями свидетельствуют о том, что процесс выработки концепта осмысления и принятия данного социального явления не завершен.

Начало традиции изучения патриотизма было положено в трудах античных мыслителей. Само слово «патриотизм» имеет греческое происхождение.

Сократ, а за ним Платон, Аристотель, Цицерон и другие греческие философы обратили свой взор на человека в поисках добро и прекрасного, рассматривали цель человеческой жизни как служение высоким нравственным идеалам общества. В своих размышлениях Аристотель, Платон, Цицерон и др. обращались к вопросу о любви к своему Отечеству, о формировании гражданского общества, осмысливали необходимость духовно-нравственного воспитания для становления гражданского социума.

Позже проблематику формирования и осмысления идей патриотизма раскрывали в своих трудах такие видные представители западной философии как Гегель, Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо и другие. На этом историческом этапе возникает, осмысливается и проблематизируется идея государственного патриотизма, анализируются возможные формы реализации государственного патриотизма, в этот период в качестве объекта патриотических чувств философы рассматривают государство в единой форме.

В России изучение патриотизма как социального явления начинается с XIX века. Представители различных течений и направлений русской философской мысли занимались осмыслением этого феномена. Труды И.А. Ильина, H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, H.A. Добролюбова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и многих других ярких русских философов содержат порой нестандартные идеи и мысли, раскрывающие патриотизм с различных диаметрально противоположных позиций.

Труды И.А. Ильина имеют важное значение для современной России, так как основа творчества философа ­– проблема духовности во всем многообразии. Главной компонентой этой довольно широкой темы является святые для каждого из нас понятия: Россия, Родина, Долг, Отечество, Патриотизм. Анализируя понятие патриотизма с точки зрения философского концепта И.А. Ильина и исследуя широкое методологическое предметное поле вопроса, можно уверенно указать на духовную категориальность патриотизма, представить его как реализацию духовно-творческого акта самоопределения как индивида, так и нации в целом.

Ильин выделяет в качестве одного из важнейших источников патриотизма синтез народа и уникальной русской культуры, представляющий единый нераздельный и органичный живой организм, отвечающий определенным набором признаков: географически страна формировалась как органическое единство равнинного типа (русский народ вынужден был постоянно осуществлять самооборону, а не агрессию, давая отпор набегам многочисленным племен); религиозно русский народ всегда боролся за свою веру - православие (образ «Святая Русь» означал не нравственно праведную или совершенную в своей добродетели Россию, а указал на признание веры своим главным долгом и отличительной особенностью своего земного существования); государственное единство исторически обеспечивалось единодержавием (унитарным началом) на основе политического включения, экономического и культурного срастания малых государств в державную целостность, тогда как федеративное начало обнаруживало тысячелетнюю неспособность русского народа к такой форме государственности [2, стр. ].

Особенность подхода к исследованию начал возникновения патриотизма заключаются в том, что Ильин отвергает теорию близости патриотизма с биологическим чувством на первом этапе его становления и четко определяет определенные критерии этого явления, это долг и честь, как естественно возникающие, а не предписанные и обязательные к исполнению правовые нормы.

И.А. Ильин придает большое значение личности, как потенциальной единицы в обретение духовно-религиозного единства общества. Духовно-религиозное самоопределение индивида является непосредственной целью патриотизма. Духовная зрелость личности предполагает проявление различных качеств в их сформированности, цельности и полноте. Внутреннее наполнение этих качеств глубоко религии одно и индивидуально. Это направление исследования патриотизма и определяется как духовнорелигиозное. Этот подход в исследовании имеет богатые, глубокие исторические корни. И.А. Ильин исследует духовную составляющую патриотизма опираясь на лучшие образцы русской истории, культуры и нравственности. Основные положения духовно-религиозной концепции И.А. Ильин изложил в книге «Путь духовного обновления». В этой работе философ дифференцирует патриотизм на определенные уровни, в зависимости от духовного развития личности. Разграничивает патриотизм на «слепоинстинктивный, бессмысленнострастный» и «духовно осмысленный, христиански облагороженный патриотизм»[1, стр. 169].

Главенствующее значение в этом произведении Ильин отдает таким понятиям ка «духовное самоопределение», «дух», «духовная жизнь» народа [3, стр. 94].

Ильин полагает, что национальная самобытность русского характера есть следствие и содержание духовной природы, духовной матрицы, духовного кода и однородности русского народа. В свою очередь «духовная природа» наполняет человеческую жизнь духовным, а не материальным смыслом, интегрирует общество и является обоснованием патриотического единства людей в правовых и государственных формах [3, стр. 235].

Сущность духовной составляющей состоит в божественной первооснове и раскрывается только совокупности исторического, культурного и внутреннего личностного религиозного содержания, которое накапливалось в России на благодатной почве Православной веры.

По мысли Ильина, именно нити духовной близости и вера соединяют людей гораздо крепче любых других социальных связей. Духовное единомыслие, православная вера помогают общению и взаимодействию индивида и общества. Это процесс в дальнейшем дает толчок к новому духовному деланию личности, что способствует к ее дальнейшему духовному возрастанию.

«Следует отметить, - пишет И.А. Ильин, что духовная и религиозная связь народа и личности основывается на сходном переживании единого и общего духовного предмета. Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм и приближается к такому единению» [1, стр. 191].

Понятие «государственный патриотизм» у Ильина взаимозависимо от правовой и политической культуры в обществе в целом. С этой точки зрения представляется возможность не связывать понятие патриотизм с доминирующей государственной идеологией. Государственно - правовая доминанта патриотизма у Ильина стоит на втором месте после понятия Родины, после обретения Родины, индивид начинает испытывать чувство долга перед обществом и государством. Ильин подчёркивает важность духовно - эмоционального присутствия в отнесения индивида к определенному социальному слою.

В работе «Родина и мы: сборник» присутствуют элементы критики бесцельного и развлекательного характера творческой деятельности человека в обществе. Ильин полагает, что духовно - творческий акт должен служить задачам духовного роста и духовного обогащения индивида. Патриотизм как творческий акт должен привести личность к духовному самоопределению через чувство, волю, достоинство и действие [4, стр. 316].

Главным критерием обретения любви к Родине служит присутствие у индивида личного духовного опыта, который ведет к единению духа нации. Человек обретает Родину только тогда, когда посвящает творческое состояние своей души и судьбы духовной судьбе своего народа [4, стр. 318].

Важным фактором в определение патриотизма у И.А. Ильина является высокая «духовная жизнь народа», обязательный выбор своего особого духовного пути, связанного с постоянной борьбой души со страстями, несчастьем, ограниченностью путем личного одухотворения и смирения, что представляется возможным только в условиях «общности духовного предмета», которым не ограничивается смысл духовной жизни народа [4, стр. 320].

В своем творчестве философ придавал большое значение религиозному фактору, субъект в своем понимание Бога должен отождествлять его с предметом любви, иначе говоря, любовь к Богу - есть любовь к Родине, и она уже не может и не должна существовать отдельно. Духовное выражение и чувство Родины не имеет временных рамок и государственных границ. Важно отметить, что патриотизм в своем духовном выражении состоит в тесной взаимосвязи с интернационализмом, понимаемый Ильиным как всемирное братство.

Ильин различает понятия «духовность национального характера» и «национальный характер Духа» [4, стр. 322].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод - раскрывая понятие патриотизм через призму ценностно-духовной категории, можно выделить три базовых составляющих: национально-культурную, религиозную и государственно-правовую.

Национально-культурная грань в своей основе содержит личный духовный опыт человека, постоянную духовную практику, самовыражение через духовное творчество и национальную самобытность и колоритность в ее культурном аспекте.

Религиозная грань патриотизма в своей основе содержит духовную общность, православную веру, общий путь и стремление индивида и общества к Богу.

Эти составляющие И.А. Ильин относит к внутреннему патриотизму, необходимому для воспитания и создания идеальных политико-правовых отношений и единой государственности.

Правовой аспект патриотизма выражается в гражданском правосознании, как зеркальном отражение духовного патриотизма в политики и укрепление государственности, единение гражданского общества. Государство с этой точки зрения рассматривается как политическая форма Родины - Отечество, приобретает внешнюю значимость.

Таким образом, анализируя духовную основу патриотизма в философском наследии И.А. Ильина можно сделать вывод, что обретая веру, духовный опыт, духовную близость индивид обретает чувство Родины, любовь к Отечеству, этим находит свое место в национально-культурном своеобразии социума, и обретает истинный смысл патриотизма как высшего акта самоопределения общества. Истинный патриотизм с точки зрения Ильина всегда опирается на духовную традицию, предполагает беззаветное и соответственно бескорыстное служение своему отечеству, и это служение по своей значимости уступает ли шь служению Богу. Беря в основу и обобщив основные концептуальные положения И.А. Ильина можно дать развернутое понимание патриотизма, с точки зрения духовной составляющей, рассматривающей патриотизм как наиболее значимое духовное качество личности, характеризующее высочайший уровень ее разбития, который проявляется в самоотверженном служении на благо духовного и земного Отечества.

Список литературы

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Сбор. соч. Т.1. М.: Русская книга, 1993. С. 169.
  2. Ильин И.А. Путь к очевидности. Серия: Мыслители XX века., М., Республика, 1993. - С. 94 -126.
  3. Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993. – 235 с.
  4. Ильин И.А. Родина и мы: сборник / Сост., вступ. ст. и коммент Ю. Т. Лисицы. – Смоленск: Посох, 1995. – С. 316 - 325.

Интересная статья? Поделись ей с другими: