Лингвистическая реконструкция образов персонажей в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Платонова Марина Рустамовна – студентка Елабужского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В статье рассматривается система речевых и воображаемых форм, которая формирует образ персонажа в художественном тексте. В центре художественного изображения находится человек в его жизненном процессе. Исследование образа персонажа как образа человека, обладающего сложными и многомерными отношениями к окружающей действительности, представлено на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ключевые слова: лингвистика, персонаж, человек, образ, концепт, речь, М.Булгаков, языковая картина мира.

На современном этапе развития лингвистики перед исследователями стоит задача воссоздания целостного представления о человеке. Осмысление человека может осуществляться не только посредством гуманитарных и естественных наук, но и через язык, который представляет собой отражение реальности, а также средство ее создания [2, с. 42].

Человека принято рассматривать как двухстороннее явление, что связано с его деятельностью и ролью в мире. Если рассматривать человека как часть природы, то мы можем сказать, что это уникальный живой организм, представляющий целостную систему в виде тела. Говоря о человеке, как части общества, мы представляем личность, обладающую тягой к социальному общению и необходимостью в постоянном развитии. Однако личность, кроме социальной составляющей, обладает индивидуальным внутренним миром и присущими ему индивидуальными особенностями психики. Таким образом, рассматривая бытие человека, стоит отметить, что особо значимым являются три его аспекта: физический, социальный и психический [2, с. 44].

Образ человека в языковой картине мира состоит как общих представлений о человеке, единых для разных культур, так и специфических, отражающих черты национального мировосприятия и понимания человеческой природы. Это представление о человеке, сформированное в сознании каждого из представителей народа и пронизанное культурой и традициями этноса. Данный образ соотносится с объемом информации о человеке, фиксированным языковым значением [4, с. 87]. Личность как один из фрагментов языковой картины мира является деятельным существом во всем многообразии его вербализованных динамических проявлений [3, с. 131].

Кроме этого, образ человека входит в общую систему художественных образов литературы и представляет собой основную единицу художественной формы. В художественных произведениях это элемент или часть литературного текста, обладающий самостоятельной жизнью [2, с. 47].

Образ человека в художественном произведении формируется через различные средства: номинации, портрет, интерьер, предмет как составная часть образа персонажа, пейзаж, художественная деталь, а также речевые характеристики. Все они помогают воссоздать образ персонажа как живого и целостного организма, в наибольшей степени способного к познанию истины бытия.

Целью создания образа человека в художественном произведении является преображение вещи, превращение ее во что-то другое, достижение смыслового напряжения, раскрытие взаимопроникновения разнородных планов бытия. Создавая образ персонажа, автор отбирает соответствующие своей цели художественные средства. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на первый план выходят речевые характеристики и поступки героя как основные средства создания образа. И несмотря на то, что изучение образа ведется по различным направлениям, соотносящимся с разными традициями и проблемами эстетической мысли, наше внимание привлекает образ персонажа, основанный на его речевой реконструкции.

Несмотря на то, что создателем текста является автор, последующая интерпретация образа принадлежит читателю, воспринимающему представленные образы. Наиболее эффективным приемом репрезентации образа персонажа является авторская характеристика: литературный портрет и отдельные детали интерьера, одежды, деталей, способствующие раскрытию сферы интересов и взглядов героя. Индивидуальность личности помогает раскрыть образ с разных его сторон, это обеспечивает неисчерпаемость и многогранность образа персонажа в художественном произведении. В результате репрезентации образов отдельных персонажей достигается более высокий уровень восприятия произведения в целом [5, с. 103].

Так, в романе «Мастер и Маргарита» автор не ограничивается лишь обобщением образов персонажей, главные герои представлены посредством индивидуализации. Герои проявляют себя в качестве субъектов собственной деятельности, свободно определяющих и реализующих собственные цели. Они претендуют на жизненность, так как при лингвистической реконструкции образов персонажей, мы видим, что автор изображает полноценный характер, а не только тип личности.

Ключевая задача проведенного исследования – предложить свой вариант лингвистической репрезентации двух образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а именно – образов Понтия Пилата и Ивана Бездомного.

Изучив роман, мы пришли, что оба героя связаны между собой, несмотря на то, что их жизнь описана в двух сюжетных линиях, а повествование о Пилате по композиции – это роман в романе. Рассказ о происходящем с Понтием Пилатом по времени завязывается в тридцатых годах новой эры, место действия – древний город Ершалаим. События, происходящие с Иваном Бездомным предстают в сталинской Москве тридцатых годов XX века. Герои отражают особенности мировосприятия в разные эпохи. Это связано с тем, что жизнь их структурирована окружающим социумом и природой [1, c. 127].

Главное, что связывает обоих персонажей – это судьбоносные встречи в жизни. Так, для Понтия Пилата определяющим путь к истине становится знакомство с Иешуа Га-Ноцри. Мировоззрение Ивана Бездомного меняется после знакомства с Мастером.

Трагический образ прокуратора Пилата разрывается между человечностью и властью. И хоть личностные устремления склоняют его к нравственности и морали, политическая необходимость делает из героя труса. Лексические повторы делают его речь возвышенной, а обособленные определения, насыщенность однородными членами предложения придают выразительности его мыслям. Пилат предстает перед нами в образе умного, но страдающего человека. Противопоставленность синтаксических конструкций, а также лексический состав предложений в его речи позволяют сказать, что автор создает образ противоречивого человека, находящегося в поисках истины и в этих поисках сбившегося с пути.

В начале книги Иван Бездомный теряется в потоке информации, обрушающемся на него. Он верит тому, кто говорит убедительнее, словно ребенок. Его внешность и привычки демократичны, речь проста и вульгарна. Он просто передает поток мыслей, лишенных формы. Но в ходе повествования он будто взрослеет, проходит путь от посредственного, необразованного писателя до профессора и философа. Его речь начинает меняться, но в ней все еще присутствуют элементы просторечия. М.А. Булгаков называет своего героя Иванушкой и наделяет его речь восклицаниями и лексическими повторами. Но, несмотря на это, автор дает понять, что полного прозрения человека не бывает, и светские люди, порожденные советским обществом, никогда не смогут измениться до конца.

Проведя лингвистическую реконструкцию, мы видим, что герои пытаются понять, что есть человек и каково его место в мире.

Таким образом, задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное. Образы персонажей формируются в рамках романа как объединяющего особенности различных стилевых разновидностей литературной формы общенародного языка и его нелитературных форм с опорой на изобразительно-выразительные ресурсы всех уровней языка. Образы персонажей представляют собой результат творческого отражения действительности глазами автора.

Список литературы

  1. Барков А.Н. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Вечно-верная» любовь или литературная мистификация? – М.: СЛОВО, 2009. – 381 с.
  2. Вендина Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания // Вопросы языкознания, 2002. – № 4. – С. 42 – 72.
  3. Камчатнов А.М. Введение в языкознание: учебное пособие. – М.: Флинта, 2016. – 232 c.
  4. Урысон Е. В. Проблемы исследования языковой картины мира. Аналогия в семантике. – М., 2003. – 195 с.
  5. Чернец Л.В. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М.: Флинта, 2000. – 248 с.