Конъюнктура потребительского рынка рекламы в России

Устенко Наталья Владимировна ˗ студентка по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» Оренбургского государственного университета.

Сорокин Олег Николаевич ˗ кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Рекламы, связей с общественностью и прикладной политологии Оренбургского государственного университета.

Аннотация: В статье освещена сущность рекламного рынка России, исследованы особенности его функционирование. Проведен анализ рынка рекламы России с помощью статистических методов. Выполнено структурный и динамический анализ основных показателей рекламного рынка за последние семь лет; анализ ключевых элементов рекламного рынка и их развитие за последние годы. Установлены проблемы развития рекламного рынка России и ключевые факторы, влияющие на него, предложены направления решения этих проблем. Также были поставлены и выполнены следующие задачи: рассмотреть социально-экономическую сущность рекламного рынка и виды рекламы на рынке; исследовать проблемы и перспективы развития на рекламном рынке. Предложены направления улучшения работы на рекламном рынке.

Ключевые слова: реклама; рынок; интернет-реклама; структура рынка.

Постановка проблемы. С каждым днем все больше и больше развивается производство товаров и услуг, рынок становится больше, насыщенность рынка растет. Перед предпринимателями и производителями встает проблема продвижение и продажи своего товара. На данном этапе большое значение приобретает рекламная сфера человеческой деятельности, что быстро трансформируется. С каждым годом все больше предприниматели инвестируют в рекламу своего продукта или услуги, поэтому главным вопросом остается эффективность рекламы и исследование ее потенциала и развития.

Анализ последних исследований и публикаций. Научно методологическую базу по вопросам исследования рекламного рынка России составляют работы таких ученых, как Акоповой Е., Алешина В., Архипова А., Белокрыловой О., Зундэ В., Кетовой Н., Колесникова Ю., Красовской И., Кузнецова Н., Овчинникова В., Семина А., Тамбиева А.

Цель статьи заключается в исследовании социально-экономической сущности рекламы и рекламного рынка, анализе структуры отечественного рынка в разрезе основных сегментов потребительской рекламы, определении проблемы, тенденции и перспективы развития современного рекламного рынка России.

Изложение основного материала исследования. Рекламный рынок-это совокупность действующих и потенциальных потребителей рекламы с похожими потребностями относительно конкретного товара или услуги, которые хотят и могут их купить. Другими словами это система экономических связей между производителями и потребителями рекламы и внутри групп производителей и потребителей. При этом основной формой связей первого типа является купля-продажа, а второго – конкуренция [1].

Рекламный рынок очень большой и делится на большое количество видов, которые, в свою очередь, можно распределить на несколько основных сегментов: телевизионная реклама, радио реклама, Интернет, реклама в прессе и наружная реклама [3].

В 2020 г. наиболее распространенной является реклама в Интернете и на телевидении, хотя наружная реклама тоже занимает значительное место на рекламном рынке. В последних показателях сильно снизилась доля радио рекламы на рынке, это связано с тем, что с каждым годом все меньше и меньше людей слушают радио.

1

Рисунок 1. Структура рекламного рынка России январь-сентябрь 2020 года, %.

Наблюдается тенденция увеличения Интернет рекламы вследствие уменьшения рекламы в прессе и наружной рекламы, хотя доля наружной рекламы за январь-сентябрь 2020 г. составила почти 7%. Характерной тенденцией рекламного рынка является рост цифровые объявления, которые включают он-лайн компьютерные и мобильные объявления [2].

Реклама на телевидении не теряет своего значения и с каждым годом увеличивает свои показатели, в то время как радио реклама за весь рассматриваемый период почти не изменила своих показателей. Обращая внимание на то, что объем расходов на рекламном рынке значительно увеличился в последние годы, то такая тенденция стабильности данных видов рекламы указывает на уменьшение их значения на общем рынке рекламы. К тому же за последние годы сильно снизились показатели рекламы в прессе и наблюдается тенденция к их снижению в будущем.

2

Рисунок 2. Развитие различных видов рекламы за период 2014-2019 гг., млрд руб.

Ключевые элементы интернет рынка России в течение последних 7 лет перманентно совершенствуют подходы к измерению объема рынка. Текущий подход использует международную классификацию согласно iab, а также учитывает данные третьих сторон для оценки ранее невидимых и неизмеримых категорий рекламы Google и Facebook [2].

Среди тенденций, определяющих изменения на рекламном рынке последних лет, - активизация рекламы в социальных сетях, поскольку именно социальные сети, в отличие от медиа-среды, становятся все более привлекательными для рекламодателей и имеют мощную базу данных о своих пользователях, что обеспечивает возможность охватить большую аудиторию.

Рынок рекламы постоянно меняется: начиная с 2014 г., объем рынка рекламы начал расти, что и наблюдается до 2019 года. В таблице представлены данные по объему расходов на рекламном рынке России в период 2014-2019 годы [2].

Рассматривая динамику изменений расходов на рекламном рынка за период 2016 год, можно сказать, что наблюдалась тенденция к спаду, но потом эта тенденция изменилась в противоположную сторону, начиная с 2017 года.

На данном этапе своего развития рекламный рынок открыт для экспериментов и появления новых элементов. Сейчас он имеет очень сильное влияние со стороны социальной среды. Стоит отметить, что на развитие рекламного рынка еще влияет недостаточное финансирование, задерживающее его развитие. Для улучшения работы на рынке рекламы необходимо задействовать следующие меры: увеличение финансирования рынка; уменьшение стоимости на распространение рекламы; улучшение образования в сфере рекламы.

Выводы. В результате проведенного анализа рынка рекламы России можно сделать вывод, что реклама является той отраслью, которая требует постоянного усовершенствование. В современном мире она стала непременной частью любой хозяйственной деятельности, поскольку рынок очень быстро насыщается товарами и услугами. Гибкость рекламы позволяет охватить все большие сегменты потребителей, имеющих различные потребности. Однако существуют проблемы, мешающие рекламе развиваться с той же скоростью, что и за границей. Самой большой проблемой является недостаточное финансирование рекламного рынка, а также очень высокие цены на распространение рекламы.

Список литературы

  1. Рекламный рынок. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://studopedia.com.ua/1_37542_reklamniy-rinok.html.
  2. Ассоциация коммуникационных агентств России. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.akarussia.ru/knowledge/market_size
  3. Карсекин В. И., Воробьева Н. П. экономическая стратегия и перспективы развития сферы торговли и услуг. Харьков, 2008. Вып. 2(8). Ч. 2. С. 497-506.