УДК 339.54
Артамонова Ирина Александровна − кандидат экономических наук, доцент кафедры Учета и внешнеэкономической деятельности Института экономики и права Курганского государственного университета.
Аннотация: В настоящее время повсеместно возрастает роль внешнеэкономической деятельности экономических субъектов, связанной с осуществлением экспорта и/или импорта товаров (работ, услуг). Регулирующую функцию, а также обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования обеспечивают таможенные органы Российской Федерации, в лице ФТС России и ее структурных подразделений на местах. Контроль осуществляется в отношении товаров, перемещаемых участниками ВЭД в рамках внешнеторговых контрактов. В данной статье рассмотрены особенности таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС, а также за рубежом. Актуальность темы данного научного исследования заключается в том, что в настоящее время ВЭД занимает одно из наиболее приоритетных направлений во внешней политике страны.
Ключевые слова: Внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, регулирование, запреты, ограничения, ЕАЭС, мировое хозяйство.
В современном мире для того, чтобы страна могла успешно развиваться необходимо функционирование эффективных внешнеторговых отношений, которые будут способствовать ее интеграции в мировое хозяйство. В этих условиях важное значение приобретает механизм государственного регулирования ВЭД. Данный механизм представляет собой институциональных образований, способствующих реализации внешнеторговой политики государства, обеспечению взаимосвязей с иностранными контрагентами. В связи с тем, что экономика каждого государства все больше вовлекается в международную специализацию и становится составным элементом глобализации хозяйственной жизни. Это приводит к тому, что цели механизмы государственного регулирования ВЭД постоянно изменяются [1, 2, 3]. Несмотря ни на что, в приоритете остаются такие цели, как:
Потребности в расширении национального экспорта, правила и условия международной торговли, межгосударственные соглашения определяют границы государственного регулирования ВЭД [4, 5, 6].
Механизм государственного регулирования ВЭД в России реализуется с помощью использования определенных методов, которые предусмотрены в
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности – методы, посредством которых осуществляется государственная внешнеторговая политика Российской Федерации.
Одним из основных инструментов государственного регулирования ВЭД является таможенно-тарифное регулирование. Его главной целью выступает оптимизация процессов импорта и экспорта через установление таможенных тарифов. Таможенное регулирование ВЭД в Российской Федерации производится на уровне ЕАЭС и базируется на Таможенном кодексе ЕАЭС и Федеральном законе № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Особенностью таможенно-тарифного регулирования является то, что оно представляет собой один из источников доходов федерального бюджета. Его элементами помимо таможенного тарифа являются таможенные пошлины, тарифные льготы и преференции, определение страны происхождения товаров, таможенная стоимость товара. Важнейшим механизмом торговой политики на территории таможенного союза в рамках ЕАЭС, является Единый таможенный тариф ЕАЭС, общие положения о котором содержатся в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» [7, 8, 9].
Нетарифное регулирование представляет собой совокупность методов государственного регулирования ВЭД, реализуемые посредством его квотирования и лицензирования, а именно:
Таким образом, основным нормативно-правовым актом, регулирующим осуществление ВЭД в России, является Федеральный закон №164-ФЗ от 08.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, в ст. 12 вышеуказанного Федерального закона говорится, что «государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством: таможенно-тарифного регулирования; нетарифного регулирования; запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом» [13].
Если рассматривать особенности государственного регулирования ВЭД за рубежом, то опыт европейских стран иллюстрирует ее высокую экономическую значимость. Большая часть государств постоянно совершенствуют существующую систему взаимодействия государственных и негосударственных организаций и объединений. Их деятельность заключается в решении различных вопросов, таких как финансирование и страхование международных торговых сделок, оказание консалтинговых, информационных, маркетинговых и посреднических услуг субъектам ВЭД. Однако, основная роль в вопросах стимулирования ВЭД продолжает принадлежать основная роль, преимущественно в формировании правил функционирования рынков, обеспечению здоровых правил конкуренции и поддержке отечественных товаропроизводителей. К примеру, в Финляндии, в приоритете находятся организации, функционирующие в сфере наукоемких технологий и осуществляющие преимущественно неэкономическую деятельность. Упор приходится на сферу, в которой национальная продукция на международное лидерство (IT-технологии, электроника, энергетика, телекоммуникации, биотехнологии т. п.). При этом необходимо учитывать, что деятельность организаций, оказывающих поддержку местным экспортерам, носит косвенный характер, а полученные средства должны быть возвращены. Со стороны государства за реализацию государственной политики в сфере поддержки экспортеров в Финляндии ответственность возложена на Министерство торговли и промышленности Финляндии [14, 15].
Если говорить о государственном регулировании ВЭД в США, то здесь упор делается также на поддержку своих экспортеров. Федеральные программы поддержки экспорта реализуются через U.S. Department of Commerce. В целях реализации программ содействия развития национального экспорта большое внимание со стороны правительства США уделяется увеличению объемов финансовых и консалтинговых услуг среднему и малому бизнесу. Так, экономические отделы посольств взаимодействуют с национальными ведомствами, как в США, так и с их структурными подразделениями за рубежом. При этом большое внимание уделяется обеспечению экономической безопасности при организации ВЭД, например, путем ограничения конкуренции импортеров и национальных производителей, а также использованием компенсационных и демпинговых пошлин [1, 16, 17].
Определенный интерес может представлять опыт Великобритании по поддержке ВЭД. В данном случае речь идет о создании в отдельных районах страны специализированных агентств развития (например, Северо-Западное агентство развития (СЗАР)). Основной целью их создания и функционирования выступает объединение усилий бизнеса, органов государственной власти и общественности в формировании и развитии внешнеэкономических связей. Это достигается через страхование экспортных контрактов, профессиональные маркетинговые исследования рынка, оказание консалтинговых услуг фирмам, оказание им финансовой поддержки в форме софинансирования участия в международных выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях.
Необходимую поддержку экономическим субъектам-участникам ВЭД в вопросах организации ВЭД оказывают правительства Германии и Франции. Так, в Германии правительства федеральных земель ведут официальные сайты на нескольких иностранных языках, где содержится информация о налоговом, таможенном, инвестиционном и т. п. законодательстве. Во Франции также существуют агентства регионального развития, ассоциации и другие некоммерческие организации. Следовательно, ВЭД хозяйствующих субъектов преимущественно поддерживается не государством, а специализированными негосударственными профессиональными организациями [18, 19, 20].
Таким образом, цели и задачи внутристранового регулирования ВЭД постоянно изменяются, т. к. экономика большинства государств все больше становится неотъемлемым элементом глобальной финансовой системы, функционирование которой связано с интернационализацией хозяйственной жизни. Из вышесказанного, очевидно, что в Российской Федерации сложилась логически выстроенная и законодательно оформленная система регулирования ВЭД, где ведущая роль принадлежит государству. Данная система оперативно реагирует на изменения во внутренней и внешней среде, внешнеэкономической политики государства и позволяет обеспечить экономическую безопасность России в сфере международного разделения труда [21, 22, 23].
Список литературы