Организация послепродажного обслуживания гражданской вертолетной техники российского производства, эксплуатируемой в иностранных государствах

Соловьева Анастасия Олеговна – студент магистратуры кафедры Международного бизнеса и таможенного дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов организации послепродажного обслуживания гражданской вертолетной техники российского производства, ранее поставленной в иностранные государства, развития сети центров технического обслуживания и ремонта.

Ключевые слова: Российские вертолеты, послепродажное обслуживание.

На сегодняшний день организация послепродажного обслуживания вертолетной техники гражданского назначения, эксплуатируемой в иностранных государствах, напрямую связана с необходимостью наличия инфраструктуры для обеспечения ее послепродажного обслуживания. Под инфраструктурой понимается наличие в стране центра технического обслуживания для выполнения периодического технического обслуживания вертолетов в соответтсвии с установленными формами при достижении определенной наработки в часах. Второй важный аспек это наличие в стране или регионе сертифицированного производителем и разработчиком российских вертолетов центра по капитальному ремонту вертолетов.

При рассмотрении вопроса выполнения капитального ремонта вертолета следует принимать во внимание географическую дальность страны эксплуатации от Российской Федерации, так как всегда существует возможность выполнить капитальный ремонт вертолета на сертифицированном разработчиком и производителем авиаремонтном заводе в России. Однако, в отношении вертолетов, эксплуатация которых осуществляется в дальних регионах, таких как Северная и Южная Америка, Африка и др. вопрос логистики вертолета целиком влечет за собой значительные расходы временные при доставке морем и денежные при доставке выкупленными чартерными рейсами.

Таким образом наличие зарубежом выстроенной системы послепродажного обслуживания финальной продукции в значительной степени влияет на выбор иностранных заказчиков в ее пользу, так как основными эксплуатантами являются коммерческие компании, бизнес которых связан с оказанием услуг по перевозке людей в труднодоступные места, а также оффшорные перевозки персонала нефтяных компаний до места работы и обратно. При ежедневной работе простой вертолетов влечет прямые убытки таким компаниям, что делает необходимым наличие центра технического обслуживания и ремонта в стране эксплуатации.

В Российской Федерации Холдинг «Вертолеты России» как единый производитель и разработчик вертолетной техники российского производства обеспечивает послепродажное обслуживание производимых вертолетов как на территории России, так и зарубежом.

Одним из стратегических направлений Холдинга является развитие системы послепродажного обслуживания на иностранных рынках.

За последние годы Холдингом [1] выстроена работа по сертификации зарубежных центров технического обслуживания и ремонта с публикацией на сайте компании списков действующих центров технического обслуживания, имеющих Свидетельство одобренного авиаремонтного предприятия, что подтверждает их соответствие стандартам производителя и разработчика вертолетов.

Сертификация Холдингом иностранных центров технического обслуживания и ремонта означает организацию работы по послепродажному обслуживанию вертолетов в правовом поле в таких областях как: поставка и обновление эксплуатационной и технической документации, сопровождение ремонта вертолетов со стороны разработчика и производителя, аудит предприятия со стороны разработчика, поставка авиационно-технического имущества вертолетной техники от оригинального производителя.

Согласно прогнозам, мировой рынок вертолетов к 2023 году достигнет 31,8 млрд долларов, а в период с 2020 по 2023 год среднегодовой темп роста составит 3,4%. Активный рост ожидает страны Азии, особенно это касается Индии, Пакистана и государств Юго-Восточной Азии. Также ожидается, что на латиноамериканском (LATAM) рынке вертолетов будет наблюдаться самый быстрый рост в течение прогнозируемого периода, в основном из-за растущего спроса на гражданские вертолеты в региональных странах для коммерческих и неотложных медицинских целей, а также для их растущего использования в правоохранительных органах [2].

Рост рынка вертолетов в странах с развивающейся экономикой открывает широкие возможности для участников рынка. Гражданская категория будет иметь более быстрый рост на рынке вертолетов в течение прогнозируемого периода. В основном это связано с растущим спросом на вертолеты с морских буровых установок, число которых также растет. Кроме того, в категории гражданских вертолетов легкие вертолеты, как ожидается, будут приносить самые высокие доходы в течение прогнозируемого периода.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что стратегия, которой придерживает Холдинг «Вертолеты России» по формированию системы послепродажного обслуживания в среднесрочной перспективе, в том числе, будет влиять на выбор иностранных заказчиков в поль гражданской вертолетной техники российского производства.

Список литературы

  1. АО «Вертолеты России» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rhc.aero/repair (дата обращения 02.11.2020).
  2. Global Helicopters Market Size, Share, Development, Growth and Demand Forecast to 2023 - Industry Insight by Type (Military Helicopter, Civil Helicopter). URL: https://www.psmarketresearch.com/market-analysis/helicopters-market.