УДК 33

Основные пути увеличения прибыли (на примере МУП «Водоканал» в городе Муром)

Пугина Лариса Ивановна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Чижова Елена Алексеевна – магистрант Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные пути увеличения прибыли: вложения временно свободных средств, списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, продажа основных средств и правильный выбор поставщиков.

Ключевые слова: прибыль, затраты, выручка, себестоимость, цены.

В современных экономических реалиях управление финансовыми ресурсами играет ключевую роль в деятельности предприятий. Финансовое состояние хозяйствующих субъектов характеризуется наличием финансовых ресурсов, необходимых для эффективного функционирования, их надлежащего размещения и целевого использования. Контроль и регулирование финансовых результатов необходимо, т.к. они позволяют: достигать стратегических целей, повышать производственный потенциал предприятия, поддерживать текущую деятельность [2, c. 58].

Прибыль, представляя собой сложную экономическую категорию, дает возможность хозяйствующему субъекту увеличивать эффективность хозяйственной деятельности, стимулировать персонал организации в материальном плане развития и повышает ответственность работников за конечные результаты стараясь понести меньшие расходы.

В любой организации должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.

В таблице 1 представлены мероприятия по увеличению прибыли.

Таблица 1. Плановые мероприятия по увеличению прибыли.

№ п/п

Мероприятия

1

увеличение объема оказанных услуг;

2

улучшение качества услуг;

3

продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

4

снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

5

рациональное расходование экономических ресурсов;

6

снижение затрат;

7

повышение производительности труда;

8

ликвидация непроизводственных расходов и потерь;

9

другие.

Невзирая на то, что доходы является важнейшим экономическим признаком деятельности организации, они не характеризует результативность его работы.

С целью определения эффективности работы предприятия необходимо сравнить доходы с расходами.

Далее рассмотрим основные факторы увеличения прибыли предприятия.

Итак , прибыль от продаж - это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют 2 пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

  1. снижение себестоимости;
  2. увеличение выручки, т.е. объема продаж.

Необходимо выделить, что уменьшение затрат для предприятия -объективный процесс. При этом не только согласно повышению доходов, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на услуги в конкретных ситуациях. В таком случае в целях сокращения или увеличения прибыли следует вовремя проводить анализ.

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно изыскивать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее дополнительного по­лучения.

Основные источники резервов увеличения суммы прибыли:

В зарубежных странах существенным резервом увеличения прибыли является:

На рост прибыли оказывают влияние организационно-управленческие мероприятия, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Организационно-управленческие мероприятия.

Мероприятие

1

внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов;

2

совершенствование применяемой техники;

3

улучшение использования основных средств и организации обслуживания;

4

повышение качества услуг.

Существенное влияние на увеличение прибыли оказывает обновление основных фондов.

Если придерживаться перечисленных критериев, то количество инструментов, с помощью которых можно получить дополнительный доход невелико. Это банковские депозиты, скидки от поставщиков, облигации, драгоценные металлы.

1. Вложения временно свободных средств

Помимо расчетного счета, организация может иметь в коммерческом банке депозитный счет. Депозиты юридических лиц представлены ценными бумагами, денежными средствами, отданными на хранение в кредитно-финансовые, судебные, таможенные, административные учреждения.

Для получения дополнительного дохода МУП «Водоканал» рекомендуется осуществить краткосрочные финансовые вложения в коммерческий банк.

Преимущества:

  1. после заключения Соглашения существенно сокращается документооборот;
  2. возможность размещения депозитов сроком от 1 дня;
  3. неограниченное количество депозитных сделок в рамках одного Соглашения.

2. Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности

Цель бухгалтера: списание кредиторской задолженности с истекшим сроком давности. Такая процедура требует от него хорошего знания законодательной базы, причем не только в области бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете кредиторская задолженность отражается на основании имеющихся у организации первичных учетных документов и договоров, бухгалтерских записей, произведенных в соответствии с ними.

Кредиторская задолженность списывается по истечении срока исковой давности или при прекращении обязательства.

Списание производится по истечении срока исковой давности -3 года согласно ст. 196 ГК РФ. При этом крайне важно корректно определить, когда именно он начинается, с какой даты вести отсчет [1].

Для проверки реальности существования кредиторской задолженности и сверки ее суммы необходимо провести инвентаризацию расчетов, используя данные аналитического учета и первичные документы.

3. Выбор поставщика – один из процессов обеспечения предприятия, оптимизация которого не требует больших финансовых затрат, однако приводит к значительным результатам: снижению закупочных цен до 40%, сокращению бюджета закупок до 10%

Далее рассмотрим мероприятия, позволяющие повысить эффективность процесса выбора поставщика.

Порядок подбора поставщика будет включать следующие разделы:

4. Продажа основных средств

При продаже основных средств организация должна провести их списание с баланса. Проводится анализ обеспеченности организации оборудованием и эффективности его использования. Для этого всё оборудование группируется по его участию в процессе производства.

Оборудование состоит из основных элементов: наличное, установленное, действующее. Задача - свести к минимуму количество бездействующего оборудования. В результате внедрения данных мероприятий можно ожидать увеличение прибыли до налогообложения.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, часть I, утвержденная 30.11.1994 г. №51-ФЗ С изменениями и дополнениями.
  2. Берзинь И.Э. Экономика предприятия: учебник / И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2017. – 367 с.