Контроль казенных учреждений в условиях развития цифровой экономики

Трейел Линда Яановна – студентка Финансово-экономического института Тюменского государственного университета

Аннотация: Государство заботится о том, чтобы финансовые потоки, проходящие через бюджеты субъектов, были под тщательным контролем государства. Для этих целей созданы органы финансового контроля. При этом, право по организации внешнего контроля остается за казенным учреждением.

Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, казенное учреждение, ревизия, контрольно-ревизионные мероприятия, акт проверки.

Вопросы контроля в государственном секторе являются актуальными на всех этапах деятельности казенного учреждения. Контроль позволяет выявить объективную основу для оценки того, насколько эффективно используются бюджетные средства и насколько эффективно достигается результат деятельности. Это процесс, используемый для обеспечения информированного и публично обоснованного принятия решений. В этом контексте важная роль отводится внешнему контролю, проводимому внешними контролерами. Финансовый контроль включается в себя 3 элемента исполнения: экономичность, эффективность и результативность.

Современный мир находится на стадии четвертой промышленной революции, а также ее интерпретируют, как цифровая революция. Ведь, действительно, цифровые и информационные технологии внедряются во все сферы нашей жизни: науку, образование, политику, промышленность, а также создаются новые отрасли в экономике, значительно уменьшаются издержки, повышается эффективность труда и производительность.

В 2018 году на саммите БРИКС президент РФ В.В. Путин озвучил первоочередную задачу в сфере экономики – это ее цифровизация.

Под цифровой экономикой понимают хозяйственную деятельность, ключевым фактором, которого являются цифровые данные, обработка больших объемов и использование результатов анализа, которые позволяют повышать эффективность различных видов производства, оборудования, технологий и т.д.. Данное определение дано в утвержденном указом Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации».

В соответствии со Стратегией развития информационного общества на 2017-2030 гг. и Программой цифровой экономики РФ на 2017-2024 гг., актуальной проблемой является цифровизация информации. Под информацией теперь понимаются не только сведения об объектах, которые необходимы пользователям для принятия решений или реализации их деятельности. Информация рассматривается как новый актив, ценность которого выражена в возможности его использования для достижения новых целей и генерации новый идей.

В данной программе рассмотрены и установлены цели, задачи, направления и сроки реализации мер государственной политики по созданию необходимых правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России. К целям, установленным в программе и затрагивающие контроль, относят:

Использование первичных документов исключительно в цифровой форме, что позволит отказаться от использования учетных регистров. Первичная информация будет храниться в системе данных, где будут совершаться несложные операции по анализу такой информации. Более сложные операции по обработке информации на основе заданных параметров и алгоритмов совершаются в системе знаний, результатом которой является выработка решения или вариантов решений, а также выполнение поставленной цели.

Данные системы представляют собой структуру интеллектуальной системы управления, использование которой позволит информационному обществу применять автоматизированные механизмы, вычислительные технологии, действующие по определенным сложным алгоритмам и обрабатывающим нетипичную, несвязанную информацию не только для сбора, группировки и систематизации информации, но и для выработки решений.

Для повышения уровня операционной эффективности и результативности управления бюджетными ресурсами проведены следующие мероприятия. В области совершенствования контроля за использованием бюджетных средств подготовлены законодательные инициативы, обеспечивающие:

На данном этапе разработан целый ряд стратегических документов в России, затрагивающих цифровизацию и развитие цифровой экономики в целом. Данные программы призваны увеличить степень информированности и цифровой грамотности, улучшить доступность и качество государственных услуг для граждан, в том числе способствовать повышению безопасности как внутри территории страны, так и вне ее пределов.

В государственном секторе для функционирования контроля как эффективной системы, Ананьева С.Г. в своем исследовании рассматривала комплексный подход, включающий в себя законодательную базу, методическое обеспечение, возможность применения современных информационных технологий, кадровую политику.

В условиях изменений в подходах к управлению в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента на предварительный и текущий контроль свидетельствуют о необходимости внедрения системы контроля с регулярной оценкой и мониторингом рисков, препятствующих достижению намеченных целей. Именно на систему этого контроля ложится основная нагрузка в части соблюдения субъектом проверки законодательных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организаций и ведомств, своевременного выявления и предупреждения рисков. Она позволяет оценивать результаты деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить мониторинг эффективности бюджетных расходов.

Для действенной системы контроля одним из факторов является эффективная кадровая политика, позволяющая развивать компетенции и навыки ответственных за контроль (контролеров).

Таким образом, необходимым элементом выполнения поставленных задач и достижения целей является закрепление за специалистами полномочий и персональной ответственности, а также заинтересованность в ней сотрудников, призванных обеспечить эффективную работу системы контроля. Вопрос совершенствования системы контроля непосредственным образом затрагивает проблему повышения квалификации специалистов ведомства и его структурных подразделений. Та форма обучения, которая существует сегодня, очевидно, недостаточна. Программы обучения носят скорее теоретический, чем практический характер.

Необходимо обеспечить не только постоянный мониторинг действий объекта контроля, а также единый доступ органов государственного контроля к результатам различных мероприятий, проверок и т.д. Непрерывность – это и есть одна из главных особенностей , которая позволит максимально охватить и рассмотреть деятельность объектов контроля, проверить их прозрачность и своевременно и оперативно отреагировать на нарушения.

Исходя из вышеизложенного, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что необходима разработка единого методологического подхода к проведению как внешнего, так и внутреннего контроля при условии, что происходит развитие цифровой экономики.

Список литературы

  1. Ананьева, С.Г. Организационные проблемы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в государственном секторе неделя науки СПБПУ Санкт-Петербург, 19-24 ноября 2018 г. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
  2. Практическое руководство по надзору за аудиторской деятельностью [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.caaf-fcar.ca/en/oversight-concepts-and-context/the-importance-of-effective-oversight (дата обращения: 08.07.2020).
  3. В чем разница между внутренним контролем и ревизией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://enablon.com/blog/whats-the-difference-between-internal-audit-internal-control/ (дата обращения: 08.07.2020).
  4. Акт проверки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/03/main/Akt_MF_0601-19.pdf (дата обращения: 08.07.2020).
  5. Бусалова С.Г., Горчакова Э.Р. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики / Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – №7 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vaael.ru/ru/article/view?id=164.
  6. Егоров Д.С. Развитие государственного финансового контроля в условиях цифровизации / Образование и право. — 2020. — № 1. — с. 137-142. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-usloviyah-tsifrovizatsii/viewer
  7. Силантьев А.Э. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики / Студенческий научный электронный журнал. – 2018. – №10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=3262.
  8. Карачкова Е.А., Скоркина А.И. Внутренний государственный финансовый контроль в условиях цифровизации экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kubsu.ru/sites/default/files/users/6376/portfolio/konkursnaya_rabota_-_vnutrenniy_gosudarstvennyy_finansovyy_kontrol_v_usloviyah_cifrovizacii_ekonomikipdf.
  9. Сайдаметова С.С., Ваниева Э.А. Проблемы организации государственного финансового контроля в бюджетных учреждениях / Таврический научный обозреватель. – май 2016. – № 5(10) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-byudzhetnyh-uchrezhdeniyah/viewer.
  10. Павлова А.В. Этапы внедрения внутреннего финансового контроля с учетом специфики бюджетных учреждений / Молодой ученый. – 2019. – № 49 (287). – С. 113-115. – URL: https://moluch.ru/archive/287/64738.

Печать