Налогово-бюджетная политика в Кыргызской Республике

Кадырбаева Айгерим Эрмекбаевна – преподаватель кафедры Экономики Гуманитарно-технологического колледжа Ошского технологического университета.

Асранова Гулпери Манасовна – преподаватель кафедры Экономики Гуманитарно-технологического колледжа Ошского технологического университета.

Аннотация: Одним из наиболее мощных инструментов финансовой политики государства является фискальный механизм. Функции государственного бюджета объективны, как и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в бюджетном механизме, созданном государством. Последнее является реальным воплощением бюджетной политики и отражает специфическую направленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных проблем.

Ключевые слова: налог, экономика, механизм, проблема, категория.

Используя бюджетный механизм, можно практически использовать бюджет как инструмент государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода можно улучшить структуру общественного производства. В то же время государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику – субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование конверсии оборонных производств и т.д., добиваясь в конечном итоге изменения существующих народнохозяйственных пропорций. Если правильно выстроить бюджетный механизм, то он реально может повлиять на рост экономики и социальной сферы. ускорение темпов научно - технического прогресса, обновление и совершенствование материально - технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма регулирования экономики осуществляется путем маневрирования имеющимися у государства средствами. Маневрирование возможно в связи с тем, что в бюджете отсутствует принцип распределения доходов по конкретным видам и направлениям расходов, а потому имеющиеся у государства средства обезличены и могут быть использованы в любом направлении. Маневрирование бюджетными средствами позволяет целенаправленно влиять на размеры и пропорции развития общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Об этом можно судить по статьям доходов и расходов бюджета, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны; государственный бюджет, составленный в виде баланса доходов и расходов, может выступать эффективным инструментом государственного финансового контроля. Целенаправленность бюджетных показателей, отражающих многообразные связи между бюджетом и народным хозяйством, создает основу для их использования при мониторинге состояния дел в структурных подразделениях общественного производства. Используя бюджетные показатели, можно отслеживать ход экономических и социальных процессов, рассматривая отклонения фактических данных от ранее запланированных как своеобразный сигнал для принятия оперативных государственных решений.

Бюджетный механизм исторически и логически связан с бюджетом, однако на него существенно влияют задачи, которые решает общество на том или ином этапе развития. Меняются задачи - должен измениться и бюджетный механизм. Следовательно, с развитием экономики, ее переводом на рыночную основу и управлением, бюджетный механизм будет радикально меняться, приобретая качественно новые черты: методы косвенного воздействия бюджета на экономику заменят директивное администрирование государственных органов; изменятся бюджетные приоритеты, которые решат текущие, хотя и очень важные задачи, перейдут к разработке и последовательной реализации долгосрочных программ; радикально трансформируются методы и приемы бюджетного планирования, в результате чего, например, на смену объемам приходит качественное ориентирование социальных норм и т. д.

Функционирование государственного бюджета осуществляется через особые экономические формы-доходы и расходы, выражающие последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, сосредоточенного в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно определенные категории, каждая из которых имеет определенное социальное значение; доходы служат финансовой базой для деятельности государства, а расходы – для удовлетворения национальных потребностей.

Состав доходов бюджета и формы привлечения средств в бюджет зависят от системы и методов управления, а также от решаемых предприятием экономических задач. В нашей стране, где до недавнего времени государство было собственником большинства средств производства, доходы бюджета основывались главным образом на денежных сбережениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 гг. отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была строго централизованной и основывалась на использовании индивидуальных ставок. Эти особенности отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства, и свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможное количество денежных средств.

Эти особенности особенно ярко проявляются в выплатах из прибыли государственных предприятий на основе индивидуальных ставок, адаптированных отраслевыми органами управления к конкретным результатам хозяйственной деятельности. Даже введение нормативных платежей из прибыли (платежей за производственные фонды, трудовые ресурсы и т. д.) не смогло изменить систему изъятия в целом - она продолжала ориентироваться на индивидуальные хозяйственные результаты отдельных предприятий.

Отсутствие объективных критериев, по которым обоснованно определялась бы доля участия каждого хозяйствующего субъекта в формировании бюджетного фонда страны, привело к подрыву финансовой самостоятельности предприятий и пренебрежению их экономическими интересами.

Список литературы

  1. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред., Высшая школа, 2004.
  2. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы экономики, № 8, 2007.
  3. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1, 2007.
  4. Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский Комсомолец, 26 марта 2007.
  5. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист, № 4, 2006.