Джелаухова Екатерина Геннадьевна – магистрант кафедры Экономики и менеджмента Ростовского государственного университета путей сообщения.
Аннотация: Определяются параметры диагностики формирования олигополистического рынка грузовых железнодорожных перевозок в России.
Ключевые слова: рынок, грузовые железнодорожные перевозки, олигополия, формирование, диагностика.
Типологизация структуры рынка базируется на анализе основных параметров: количество и размер фирм и объем их долей, тип товара, принцип ценообразования, барьеры вхождения в рынок, доступность информации [1].
Следуя указанной логике, диагностируем рынок грузовых железнодорожных перевозок в РФ.
По данным обзора INFOLine в 2018 году 56 % парка грузовых вагонов в России находилось в управлении 10 компаний, лидирующих на рынке [6].
При этом парк грузовых вагонов в РФ составлял 1072,8 тыс. единиц, из них 175,1 тыс. (около 16%) являются вагонами парка холдинга ОАО «РЖД» [7].
Российский рынок конечных железнодорожных перевозок ближе к классической олигополии, поскольку операторы подвижного состава являются поставщиками стандартизированного продукта. Дифференциация сводится к дополнительным услугам (логистические, стивидорные и иные сопутствующие).
ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке и устанавливает цены, другие фирмы следуют за лидером, не влияя на цены.
Законодательные запреты отсутствуют, но есть технологические барьеры. Высокая цена вагонов (от 3 млн. руб.) ограничивает возможность входа в рынок.
По результатам проведенных исследований, современный рынок конечных грузовых железнодорожных услуг представляет собой олигополию с доминирующей фирмой – ОАО «РЖД» и дифференцируется на несколько ослабленную и усиленную, граничащую с монополией (перевозка зерна – монополия, руды – дуополия с конкурентным окружением, нефти – олигополия с ослабленной доминирующей фирмой). Остальные рынки по видам грузов, совокупная доля которых составляет около 60%, – олигополия с доминирующей фирмой, что противоречит оптимальной модели – расплывчатой олигополии – и требует ее модификации.
На рисунке 1 представлены направление развития рынка конечных грузовых железнодорожных услуг и параметры его ожидаемой модели.
Рисунок 1. Направление развития рынка конечных грузовых железнодорожных услуг. [1]
Важная особенность олигополистических рынков в России – картелированный характер олигополистического взаимодействия в российских условиях трансформировался в долгосрочный период. В такой ситуации необходим механизм и инструментарий регулирования олигополии.
Список литературы