УДК 343.2/.7

Проблема уголовной ответственности за эвтаназию

Морозова Екатерина Павловна – студент Красноярского государственного аграрного университета.

Гунько Валерия Максимовна – студент Красноярского государственного аграрного университета.

научный руководитель Тирранен Василий Александрович – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой Красноярского государственного аграрного университета.

Аннотация: В данной статье проведено исследование особенностей правовой регламентации процедуры эвтаназии. Отмечено, что в настоящий момент в Уголовном Кодексе Российской Федерации отсутствует отдельная статья, которая бы устанавливала ответственность за данное деяние. Приведены доводы «за» и доводы «против» легализации эвтаназии. Предложено включение отдельной статьи в УК РФ, посвященной описанию уголовной ответственности за незаконное осуществление процедуры эвтаназии.

Ключевые слова: Эвтаназия, легализация, уголовное законодательство, убийство, паллиативная помощь, уголовная ответственность.

На сегодняшний день эвтаназия на территории России запрещена уголовным законодательством. Сотрудникам медицинских организаций – в соответствии со ст. 45 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2] запрещено использование эвтаназии. В данном случае речь идет о том, что медработники не вправе причинять смерть теми или иными действиями и средствами, включая запрет на прекращение мероприятий, направленных на искусственное поддержание жизни.

Как не странно, но на данный момент какой-либо статьи, которая была бы посвящена ответственности за эвтаназию, нет: ответственность за эвтаназию предусмотрена статьей 105 УК РФ как за убийство. При этом отсутствует и привилегированный состав убийства по мотивам сострадания; мотив сострадания является обстоятельством, смягчающим ответственность, и принимается во внимание только при назначении наказания.

Представляется, что такое положение вещей должно восприниматься в обществе, как неверное, поскольку нельзя приравнивать врача к убийце.

В настоящий момент граждане, которые поддерживают легализацию эвтаназии, указывают на то, что каждый человек должен обладать правом распоряжения собственной жизнью. Возникает вполне закономерный вопрос – правильно ли подвергать мучениям смертельно больного человека?

Существует и иной взгляд на процедуру эвтаназии. Разумеется, в первую речь идет о последователях различных религиозных верований. Как известно, большинство религий запрещает эвтаназию. Параллельно с этим, ускорение смерти является нарушением врачебной «клятвы Гиппократа». Помимо этого, бытует мнение, согласно которому узаконивание эвтаназии может стать причиной криминализации всей медицинской отрасли [3, c. 131].

В любой современной правовой стране жизнь и здоровье человека, являясь главными благами, охраняются на законодательном уровне. В связи с этим, государственные деятели пытаются делать всё возможное для того, чтобы человек жил как можно дольше. Параллельно с этим представляется крайне ошибочным абсолютизировать право на жизнь либо право на смерть. Ведь в контексте эвтаназии речь идет не о праве любого гражданина на смерть, а о том, что наделить им смертельно больных людей. Очевидно, что когда эвтаназия находится за рамками закона, то это приводит к росту численности самоубийств среди населения.

Представляется, что в дальнейшем с ростом правосознания необходимо прийти к идее легализации добровольной эвтаназии. При этом осуществление самой процедуры эвтаназии должно контролироваться на государственном уровне.

С целью недопущений преступлений, связанных с проведением эвтаназии, необходимо ввести такие условия правомерности анализируемой процедуры, которые бы в дальнейшем были внесены в УК РФ.

Болезнь гражданина должна сопровождаться непрекращающимися невыносимыми страданиями, от которых его нельзя избавить иным образом. Такой гражданин должен будет в письменной форме без различных двусмысленностей указать о своем желании закончить жизнь. Кроме того, данный гражданин должен быть предварительно уведомлен обо всех нюансах его болезни, вариантах ее развития и формах оказания альтернативной помощи. На основе такого заявления медицинские работники обязаны будут собрать консилиум, на котором будет проведено обсуждение и принято решение об удовлетворении или об отклонении просьбы больного. Решение об удовлетворении должно будет приниматься только в том случае, если ни один метод лечения не дает положительного эффекта. Процедура эвтаназии должна проводиться только таким способом, который не причинял бы гражданину дополнительных страданий.

Параллельно с этим медицинские работники должны будут предлагать безнадежно больным гражданам альтернативную помощь. И в данном случае необходимо обратиться к опыту Бельгии, в которой в связи с легализацией эвтаназии, приняли специальный закон, регламентирующий деятельность служб паллиативной помощи. Указанные службы осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение ухода и обезболивания смертельно больных, оказание им психологической помощи.

После того как будут внесены соответствующие коррективы в законодательство в целях легализации добровольной эвтаназии, необходимо также внести коррективы и в УК РФ, предусмотрев дополнительную ответственность за незаконную эвтаназию, проведенную по воле пациента, однако с нарушением предусмотренных норм и правил.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Российская газета. - 1996. - № 113.
  2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
  3. Мустафаев, С.Э. Эвтаназия: легализация и уголовная ответственность // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 3. - С. 130-135.
  4. Сирик, М.С. Эвтаназия в уголовном праве России // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 4. - С. 175-177.