УДК 37.013

Реализация коммуникативного подхода и развитие творческих способностей студентов (на примере педагогического факультета КГУ им. И. Арабаева)

Сегизбаева НазгульКапаровна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: Коммуникативный подход основывается на процессе обучения, который будет ориентироваться на студенте. Основная задача преподавателя как организатора учебного процесса это создание и реализация в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных, творческих заданий, которые в свою очередь развивают творческие способности обучаемых.Для реализации коммуникативного подхода рассматривают учебные материалы как способ влияния на качество учебной коммуникации и использования языка.Коммуникативный подход в формировании творческих способностей в учебно-воспитательном процессе затрагивает много вопросов, так как воздействуя на личность, мы можем обогатить практический и эмоциональный опыт, что формирует логику и мышление и ведет к накоплению навыков речевой деятельности. Коммуникативный подход предполагает, что процесс обучения ориентирован на обучаемом. Поэтому задача преподавателя как организатора учебного процесса – создание в учебной аудитории атмосферы, располагающей к коммуникации и выполнению коммуникативных заданий.

Говоря об учебных материалах, используемых при коммуникативном обучении, следует отметить их практически неограниченное разнообразие. Сторонники коммуникативного подхода рассматривают учебные материалы как способ влияния на качество учебной коммуникации и использования языка. Учебные материалы выполняют, таким образом, первостепенную роль в мотивации коммуникативного использования языка. В настоящее время коммуникативный подход может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей студентов. В ходе осуществления практической цели обучения, студент в процессе коммуникативно-познавательной деятельности, используя слушание, говорение, письмо и аудирование, расширяет свой кругозор, чувства и эмоции.

Ключевые слова: Коммуникативный подход, творческие способности, речевые материалы, четыре вида речевой деятельности, слушание, говорение, аудирование и письмо, текст.

В образовании Кыргызстана на современном этапенаметилось направление коммуникативного подхода, которыйформирует развитие творческих способностей студентов. Преподаватель осуществляет учебную деятельность, которая заключается в освоении знанийчерез приемы: “...направленные на удовлетворение интересов личности, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих в рамки стандарта общего образования.Из всего перечисленного многообразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство поведения, решая проблему занятости детей»[1, с. 78].

Приемы, используемые в рамках коммуникативного подхода,направлены на пробуждение интереса обучаемых, на установление связей между имеющимся опытом и новой информацией, которую они получат в процессе знакомства с текстом. На данном этапе следует проводить обсуждение названия, темы и актуализацию предварительных знаний по теме. Важную роль играет работа над значением новых, незнакомых слов, над определением структуры текста, а также предварительная работа с контекстом создания произведения (что учащиеся знают об авторе, когда книга была написана, есть ли подсказки в иллюстрациях к произведению и т.п.).

Данный подход, позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как «…овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов обучаемых, их способности, наклонностей и пожеланий» [2, с. 281].

Коммуникативный подход - это подход, который направлен на формирование у обучаемых смыслового восприятия и понимания кыргызского языка, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний[3, с. 81]. Также он заключается в соответствии уровням В1, В2, С1, С2, в связи с тем, что в настоящее время требуется академическая грамотность, что непосредственно является самым основным требованием в образовании и в развитии творческих способностей студентов.Используя на занятиях коммуникативный метод, мы стараемся развить навыки речевой деятельности у студентов факультета педагогики.

Следовательно, мы пришли к выводу, что коммуникативный подход в развитии творческих способностей студентов, будет эффективным, если:

Программа по дисциплине «Кыргызский язык и литература» составлена на основе Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики ГОС ВПО, утвержденногоучебного плана№1179/1 от 15.09.2015 года. Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны прослушать курсы «Введение в языкознание и практикум по каллиграфии», «Кыргызский язык». Данный курс послужит основой для успешного освоения следующих дисциплин: Методика преподавания русскому языку “Теория и методика объяснительного чтения”, “Детская литература”, “Практикум по выразительному чтению”, “Практика (адаптационная или производственная)”.

Учебный материал:

Для реализации следующих приемов, мы предлагаем работу с упражнениями, которые на каждом занятии отрабатываются студентами.

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Выберите одно слово и составьте с ним синквейн

Путешествие, путешественник, тур, гостиница, отель, отпуск; быть, бывать, побывать; посещать, посетить, навещать, навестить; неожиданность, трудность, пустяк, условие; беспокоиться, мириться, сталкиваться, приспосабливаться.

Задание2. Расскажите, «что вы посетили? кого навестили?»

а) Подумайте, с какими группами слов употребляется обычно глагол посетить, и с какими — глагол навестить.

Кто?

друзья, родные, знакомые, брат, сестра и т.п.

Делегация (группа) туристов, представители министерства (общественности) и т.п.

Посещать —
Посетить
Навещать —
Навестить

Кого? больных, знакомых, родителей и т.п.

Что?

Кыргызстан, город, музей, университет и т.п.;

занятия, уроки, курсы и т.п.;

родные места, старую школу и т.п.

Задание 3. Ответьте на следующие вопросы.

Вспомните своё недавнее путешествие. Ответьте на вопросы справа. Напишите об этом путешествии, используя свои заметки. Посоветуйте друзьям посетить это место.

Куда?

Когда?

Как?

На каком транспорте?

С кем?

Как долго?

Что взяли с собой?

Что запомнилось больше всего?

Задание4. Ответьте на следующие вопросы

Путешествие – это удовольствие

Путешествие открывает новых друзей, считал Александр Дюма. И это правда. Мы получаем настоящее удовольствие только во время путешествия. Увлекаясь путешествиями, мы замечаем и запоминаем все то, что не увидим и не узнаем дома. Люди начали путешествовать давным-давно. Самые первые путешественники были исследователями, которые отправлялись в путь на поиски богатства, славы или чего-нибудь еще. Их путешествия были очень опасными, но люди все продолжали идти к неизведанным землям.

Сейчас это не так опасно, да и более удобно. Хотите поехать куда-нибудь? Есть сотни компаний, которые помогут вам. Они позаботятся о ваших билетах и забронируют все что нужно.

Вы не говорите на языке страны, в которую едете? Есть переводчики, которые помогут вам.

Современный уровень сервиса дает вам возможность путешествовать с удовольствием. Вы можете выбрать вид транспорта, который вам нравится: самолет, поезд, корабль, велосипед, или вы можете путешествовать пешком.

В общем, сегодня предусмотрено всё, чтобы ваше путешествие было удовольствием. (Источник из интернет-ресурсов)

Выполнение подобных заданий позволяет использовать методы оценивания, которые необходимо проверять и оценивать при определенииуровня достижений обучающихся по поставленным целям обучения (письменные или устные тесты, портфолио, проектная работа, эссе, и т.д.), а также разнообразить методы и средства обучения по разработанному материалу.

Список литературы

  1. Русский язык для национальных групп неязыковых вузов: практический курс русского языка. Под редакцией Е.Н. Ершовой. – М., 1986.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Н.Д. Гальскова, - М.: Арти-Глассо, 2000. – 281.
  3. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски: Учебник по русскому языку. – 6-е изд., стереотип. – М: Русс.яз., 2004.
  4. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М., 1989.