УДК 37.013
Сегизбаева НазгульКапаровна – старший преподаватель Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.
Аннотация: Методика обучения и подготовка будущих учителей начальных классов требует не только овладения теоретическими знаниями, но и практических навыков, поэтому путь к осуществлению коммуникативной деятельности студентов-бакалавров – это реализация и организация учебного процесса, путем изучения речевых интенций. За основу взята дисциплина «Практический курс кыргызского языка», которая создает условия для осуществления учебной деятельности посредством развития речевых навыков: говорение, чтение, письмо и аудирование. При применении коммуникативного метода происходитразвитиеучебного процесса и существенно меняется подход к заданиям, делается акцент на речевую тему, которая включает в себя грамматические темы этим самым у них проявляется интерес к анализу, синтезу предмета.На первых порах, мы используем различные методы обучения, которые позволяют развивать логическое и стратегическое мышление наших студентов. Таким образом, они используют свои знания на практике в школе и в последующем на своем рабочем месте. Индивидуальный подход позволяет дифференцированно подбирать коммуникативные задания с использованием различных речевых интенций, закрепленных в каждой теме.В настоящее время в образовательных учреждениях Кыргызстана есть возможность развития коммуникативной направленности, которая внесла свои коррективы в образовательный процесс, так как требует от студента и преподавателя путь к саморазвитию. Обращая внимание на преподаваемые дисциплины в университете, которые даются посредством реализации интегрированной методикиу обучаемых проявляется интерес к познанию, применению и пониманию предмета.Коммуникативное обучение являетсяэффективным подходом в преподавании, при котором процесс живой коммуникации получал приоритет.
Ключевые слова: Методика обучения, подготовка, начальные классы, интерактивная методика, виды речевой деятельности, говорение, чтение, письмо, аудирование, достижение, оценивание, планирование, структура.
В условиях методики обучения и подготовки будущих учителей начальных классов требует развития практических навыков, поэтому путь к осуществлению коммуникативной деятельности студентов-бакалавров – это реализация и организация учебного процесса, путем изучения и применения речевых интенций. За основу взята дисциплина «Практический курс кыргызского языка», которая посредством осуществления введения учебной деятельности осуществляет развитиечетырех видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование.
При коммуникативном методе в учебном процессе существенно меняется подход к заданиям, делается акцент на речевую тему, которая включает в себя грамматические темы у обучаемых проявляется интерес к познанию, применению и пониманию предмета.
Основной целью практического курса кыргызского языка на уровне А2, В1 считается овладение практической разговорно-бытовой речью для его активного применения в повседневной жизни, подготовка студентов к практическому овладению кыргызским языком на этих четырех видах речевой деятельности, а также формирование у студентов познавательной активности и творчества в приобретении конкретных профессионально-значимых умений и навыков. Кроме того, курс осуществляет развитие навыков работы с аутентичным материалом для получения необходимой информации, ведения коммуникации на кыргызском языке в объеме материала, предусмотренной программой по четырем видам коммуникативной деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Использование продуктивной коммуникативной деятельности является определяющим фактором в дальнейшей языковой подготовке специалистов неязыковых факультетов. При составлении заданий использовались тексты из различных источников (журналы, газеты, объявления, вывески, указатели, видео и др.). При подборе языкового материала для использования его в устной речи в диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера, путем формирования навыков речевого общения и овладение речью, умения поддерживать беседу о себе, друзьях, семье, учебе, работе, свободном времени, родном городе, здоровье, умения построить собственное высказывание на основе прочитанной информации.Составление и выполнение письменных работ: короткое письмо, поздравление, эссе. Наш курс построен на коммуникативном подходе с применением активных методов обучения, который сочетает в себе обсуждение в группах,беседу, чтение, презентации, эссе, сбор заданий в портфолио. При этом студенты будут направлены на дополнительное самостоятельное изучение материала- чтение рассказов, просмотр фильмов, эссе рефлексия которые будутзаносится в портфолио.
Методика работывключает в себя интерактивные приемы: парную, групповую, вопросы-ответы, синквейн, чтение с остановками, литературные кружки, написание эссе (эссе-рефлексия, эссе-размышление, эссе-аргументация).
Также стоит отметить важность коммуникативного метода, который сегодня актуален во всем мире. Обучение кыргызскому языку невозможно без использования методов и приемовусвоения грамматического строя языка и должно опираться на принципы, предлагаемые нам Е.И. Пассовым:
Эти принципы видны в разработанных коммуникативных заданиях, упражнениях, речевых ситуациях, играх.
“Рассмотренные виды работы предполагают выражение собственных мыслей, личностная вовлечённость учащихся в процесс общения и, следовательно, носят подлинно речевой характер, что в наибольшей степени соответствует задачам формирования коммуникативной компетенции” [2, с. 296]
Для подготовки будущих учителей наш факультет Педагогики меняет принцип проведения занятия по кыргызскому языку, основываясь на речевые интенции, которые предъявлены в ГОС ВПО КР, через которые готовят процесс реализации коммуникативного метода. При составлении технологической карты по дисциплине практический курс кыргызского языка, мы использовали 4 раздела, в которых по 4 темы. Используемые интенции: представить себя, расспросить о семье, увлечениях; представить свою семью, расспросить о семье друга, дать характеристику лицу; инициировать беседу -поддерживать беседу -запланировать свой день; описать объект, -убедить, -дать характеристику,дать характеристику лица, -запросить информацию и т.д.
В результате освоения курса обучаемые должны освоить навыки работы с текстом, с различными источниками информации, знать приемы конспектирования и изложения текстовой информации. Студенты должны научиться представлять себя и результаты своей работы, вести себя свободно и уверенно в различных, в том числе учебных ситуациях, использовать полученные методы для целенаправленной деятельности в различных предлагаемых обстоятельствах.
Курс основывается на программе развития универсальных учебных действий, инновационным является построение курса от отработки конкретных универсальных учебных действий до создания целостного исследовательского проекта, который студенты предоставляют преподавателю в качестве исследовательского проекта.
Кроме того, включение элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет активизировать усвоение теоретического материала и разнообразить практическую работу [3, с. 272].
Такая интегрированная информация учит студентов строить собственные речевые высказывания на основе понимания опыта, идей и представлений, выражать свои мысли четко, понятно для других, в зависимости от конкретной ситуации.Такая работа способствует осуществлению впоследствии педагогической деятельности.
Результатом освоения данного курса для них станет успешное прохождение педагогической практики в одной из городских школ г. Бишкек.
Целью языкового портфолио является: «…развитие обучаемого, обогащение его межкультурных знаний, повышение языковой компетенции и предоставление возможности записывать свои достижения и опыт в изучении и использовании обучаемого языка. Он также отражает процесс изучения языка и способствует дальнейшему планированию и мониторингу успеха обучения» [4, с. 11].
Таким образом, для создания учебной среды, мы предлагаем проведение курса занятий, которые предполагают, свободное общение и взаимодействие и требуют атмосферы доверия и творчества. В такой атмосфере студент чувствует себя свободно, учится высказывать и отстаивать собственную точку зрения, прислушиваться к мнению других, уметь ориентироваться по созданной ситуации. Вот почему так важно, даже несмотря на то, что учащиеся могут быть знакомы и общаться друг с другом – начать любое занятие с момента построения такой атмосферы доверия и творчества.
Часто используемые методы интерактивного обучения:
Дисциплина, которую мы предлагаем, как путь к реализации подготовки будущих учителей предусматривает динамику изменения результата обучения поуровневой методики кыргызского языка.
Список литературы