Содержание и сущностные характеристики понятия «работа в инклюзивной среде учителей начальных классов»

Нурмаганбетова Раугаш Канатбековна – аспирант Кыргызского государственного университета имени И.Арабаева.

Аннотация: В статье представлены проблемы образования в инклюзивной среде в Казахстане. Анализируются особенности обучение учеников в ИС. Отчетливо отражены высокогуманные и духовно богатые национальные качества казахского народа.

Ключевые слова: Образование в инклюзивной среде, инклюзия, социальная концепция.

В сегодняшней реалии, неоспорим тот факт, что 21 век проходит под эгидой проблемы «образования в инклюзивной среде» во всем мире. Прежде чем, анализировать смысл и значение понятия «работа учителей начальных классов в инклюзивной среде» необходимо уточнить, по-нашему мнению, основные понятия как «инклюзивное», «инклюзия», «ученик с ограниченными возможностями здоровья» «ученик с особыми образовательными потребностями», «инклюзивное образование», «принципы инклюзивного образования» «инклюзивная среда», «инклюзивная школа», «технология образования в инклюзивной среде».

Обучаются по месту жительства вместе со своими ровесниками без инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных организациях, которые учитывают их особые ООП. Посещение школ по месту жительства является одним из важных факторов, доказывающих включение «особых» детей в общество [3]. Согласно Саламанской декларации выделяются следующие принципы ИО:

  1. Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален!
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать!
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
  5. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  6. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [2].

Итак, ИО — термин, употребляемый для обозначения обучения учеников в ИС, а именно обучения и воспитания учеников с ОП или так называемых «особых» учеников в общеобразовательных организациях.

Анализируя разные определения дефиниций ИО мы представили два основных назначений, которых придерживаются ученые: ИО как социально-педагогическое явление, сориентированное на изменение и формирование системы образования в целом в ИС. (Н.В. Борисова, Е.В. Данилова, В.И. Лопатина, М. Тишина, У. Янсон и др.); ИО как закономерное процессуальное формирование системы специального образования, воспитания в ИС и сближение его с всеобщим образованием, (С.В. Алехина, Р. Джунусова, Г. Иттерстад, М.И. Никитина и др.).

Представим отдельные авторские позиции по первому назначению. В своих исследованиях Н.В. Борисова анализирует: «…ИО двойственно по своей природе: с одной стороны, соотносится с образовательной политикой и социальным развитием государства; с другой стороны, решает свои специфические задачи, вне прямой связи с контекстом общей образовательной политики. Истоки такой двойственности лежат в том, что идеология инклюзии является частью движения за гражданские права социальных меньшинств, обеспечения равных прав и доступа к образованию и, тем самым, – по сути, политическим процессом, который встраивается в образовательный процесс».

В трудах Е.В. Даниловой отмечается, что сама система ИО является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е., развивая систему ИО, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех / общества для каждого.

В своей работе В.И. Лопатина считает, что основная трудность в развитии этого направления заключается не просто в необходимости перестройки достаточно жестко определенного образовательного процесса, что возможно в условиях сегрегации и разделения детей, а в мягком включении новых переменных во все образовательное пространство школы – что является истинным инклюзивным образованием [5].

И по второму назначению об общественном эффекте ИО говорится и в публикациях Г. Иттерстад: «…инклюзия предполагает, что все на равных принимают участие и в учебном, и в социальном общении. И теперь уже система сама должна измениться, чтобы приспособиться под нужды инвалида» [6].

А в своем исследовании М.И. Никитина констатирует, что «…совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов специалистов» [7].

По-нашему суждению, рассмотренные взгляды разрешают выделять фундаментальные особенности работ в ИС как социально-педагогическое явление: работа в ИС это процессуальный исторический переход от сегрегации к инклюзии, ведущий к формированию работ в ИС; работа в ИС это явление социальное и содержащее философские основные принципы, ценностные принципы и убеждения инклюзии; в ИС существующая образовательная система пристраивается под нужды «особых» учеников, учитывая персональные особенности формирования каждого ученика; необыкновенной особенностью работы в ИС является идеологическое убеждение, которое исключает всякую дискриминацию учеников, обеспечивая равноправное отношение ко всем ученикам и при этом создавая особые условия. Как выяснили, цель такого образования – избегание социального сегрегационного деления «особых» учеников, снабжение им особого условия в жизни общеобразовательном пространстве. В этой связи начинается потребность спроектировать и развивать «инклю­зивную среду» (ИС) в образовательных пространствах, которые должны взаимодействовать в этой среде с разными группами учеников. И это предполагает получение образования и воспитания учениками с ОВЗ в общеобразовательном пространстве – с остальными нормально развивающимися «стандартными» учениками.Так как основным ведущим понятием нашего исследования является «работа в инклюзивной среде», прежде всего, мы анализировали ИС с позиции нынешней теории, так как дефиниция «инклюзивная среда» в общеобразовательном пространстве РК возникла относительно не так давно. Вообще, образовательная среда– это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личностиученика. А ученик подразумевается как учащийся в различных учебных заведениях и как лицо, пользующееся урокамии наставлениями другого в какой-либо областизнаний [8].

Список литературы

  1. Технологии инклюзивного образования / Мультиурок - проект для учителей [Электронный ресурс].– URL: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhii-inkliuzivnogho-obrazovaniia.html.
  2. Cаламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями, Федерико Майор,07–10.1994г. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года №319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)
  3. Данилова Е.В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия [Электронный ресурс]//Соцполитика–информ.-аналит. портал. – 2007. URL:http://socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065.sht
  4. Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н.В. Борисова // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – Т. 4, № 1. – С. 103-120.
  5. Инклюзивное образование. Выпуск 1./редкол.: С.В. Алехина [и др.]. – Москва, 2010. – С.12-17.
  6. Иттерстад, Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? / Г. Иттерстад // Психологическая наука и образование. – 2011. – № 3. – С. 41-49. с. 43.
  7. Никитина, М. И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. – Санкт-Петербург, 1997. – Ч. 2. – 152 с.
  8. Гиздатов Г. Эксклюзив казахстанского инклюзива / Dislife - сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс].– URL: https://dislife.ru/articles/view/15406.