УДК 372.882

Литературное развитие учащихся в школах Кыргызстана

Батыркулова Айгул Бекмурзаевна – научный сотрудник Кыргызской академии образования.

Аннотация: В данной публикации представлен анализ литературного развития в 5-9 классах на примере предметного стандарта, который определяет общую стратегию обучения, воспитания и развитияучащихся. Предметный стандарт служит ориентиром для разработчиков учебных программ и УМК, регламентирующих содержание и новые педагогические условия обеспечения учебного процесса в системе образования в Кыргызстане.

Ключевые слова: Литература, стандарт, учащийся, школа, литературное развитие, искусство, читательская компетентность.

Обучение предмету литературы в школах Кыргызстанаосновано на антропологической парадигме культурологии образования. В школьной программе предусмотрено преподавание кыргызской литературы, русской литературы и мировой литературы, который связан с принципами мировогоискусства, учебно-теоретическими знаниями в соответствии с этно-, социокультурным, индивидуальным опытом и потребностями учащихся на основе индивидуальногоподхода связанного с организацией групповой и коллективной деятельности.

Изучение кыргызской, русской или мировой литературы учеником на средней ступени обучения в школах Кыргызстана опирается на читательскую подготовку, которую учащийся получил в начальных классах. Литературное развитие учащегося непосредственно связано с общим развитием, с формированием установок, нравственных оценок и представлений.

Литературное развитиев средней ступени обучения в школеимеет три периода:

Наивный реализм (5-6 классы), проявляется в слиянии искусства и действительности в сознании школьников. Ученикам характерна эмоциональная активность, сила переживания, целостность впечатления, предметность воображения, объективность по отношению к смыслу событий, к идее художественного произведения. При этом чаще отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, что затрудняет аргументацию впечатлений от прочитанного произведения. Эстетическая и нравственная эволюция ученика как читателя идет от сопереживания к оценке, от сюжета к образам героев, авторскому, а затем и к личностному отношению к ним.

7-8 классы - пора нравственного самоуглубления, то есть отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Особенности подросткового периода мешают ученику видеть объективный смысл произведения, преобладает личностное над авторской идеей, идет самопроизвольное истолкование текста. На первый план выходит для них в литературе проявление человечности героев, мотивы их поступков. Актуализация нравственной проблематики литературного произведения становится основной задачей литературного образования. Читательская интерпретация литературного произведения сопоставляется с художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино.

9 класс- завершение литературного образованияи переход в старшие классы (10-11 класс). В 9 классе закладываются основы систематического изучения курса, так как именно в этот периодрешаются задачи предпрофильной подготовки учащихся. В этом возрастевозникает интерес к проблеме «Я и мир» –время познания связей, осознания причин и следствий, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие, расширяется горизонт видения жизни, то есть идет внимание на нравственные, но и социальные, эстетические проблемы. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы, спектакля.

Основная образовательная задача школьного курса кыргызской литературы состоит в обучении вести диалог с автором «через текст» и решении как читателя двух задач: понимание эстетической специфики литературного произведения и включение произведения в свой (отличный от авторского) жизненный и культурный контекст.

В Кыргызстане предмет «литература» впервые включен в образовательную область «Искусство» и это изменило фокус изучения предмета с абстрактно-научного, идеологического и филологического подходов на художественный.

Предмет “литература” является частью образовательной области «Искусство» и поэтому ей принадлежит ведущее место в эмоциональном и эстетическом развитии школьника, его коммуникативной и интеллектуальной деятельности.

Цели изучения кыргызской литературы в 5 - 9 классах состоят в воспитании грамотного читателя и развития у учащихся культуры чтения художественных произведений; в формировании эстетического восприятия художественной литературы, эстетического вкуса и художественных представлений, понятий и суждений и в стимулировании продуктивного читательского творчества.

Задачами являются:

  • обеспечение полноценного читательского восприятия и понимания литературных произведений, проявления эмоционального отклика на литературное произведение;
  • создание условий для осмысления своеобразия русской литературы как словесного вида искусства с использованием этнокультуроведческого подхода;
  • способствованиепостижения художественной речи и активизации мыслительной деятельности учащихся при работе с текстом (сравнение, анализ, обобщение оценка) для постижения смысла произведения;
  • стимулирование разнообразных видов творческой деятельности учащихся;
  • формирование интереса к чтению, потребности в чтении книг и осознания ценности чтения книг и их влияния на ценностные установки.

Методологической основой предмета “литература” является герменевтика - наука о понимании текстов, которая включает совокупность принципов восприятия, интерпретации, разъяснения, истолкования литературных явлений, образов. Понимание текста через сопоставление художественных образов со своим личностным этическим, эстетическим, интеллектуальным опытом становится опорным. Формирование художественных, нравственных и культурных ценностей на основе чтения и осмысления произведений искусства, их взаимосвязь со структурой личностипредполагает аксиология (теория ценностей).

В условиях многонационального общества Кыргызстана принцип поликультурности является основным в изучении литературы, который формирует понимание культуры иного народа, воспитания толерантности по отношению к людям другой этнической принадлежности.

Два уровня компетентностейвыстраиваются в соответствии с разделением содержания образования на общее (для всех предметов) ключевые компетентности и предметные компетентности (для каждого учебного предмета).

В перечне образовательных результатов по предмету представлены предметные компетентности: читательская,эмоционально-ценностнаяи литературно-творческая. Они даются в динамике и с течением времени обучения: увеличивается количество и качество освоенных учеником компетентностей; идет изменение, расширение, интегрирование элементов компетентностей, образуя комплексные личностные новообразования, обогащающие личный опыт учащихся.

Связь ключевых и предметных компетентностей идет через предметные в образовательных результатах демонстрирующие реализацию метапредметных компетентностей.

Образовательная область «Искусство»создает непреходящие (вечные) ценности и реализует межпредметные связи, то есть идет взаимосвязь литературы со смежными предметами«Музыка», «Изобразительно-художественное творчество», а также более всего проявляются с родным языком, историей, обществоведением. Восприятие учащегося движется от эмоциональной оценки явлений к их образному, а затем к рациональному анализу.

Основа для выделения разных уровней достижения образовательных результатов ориентирована на качество восприятия литературного произведенияучащимся, которое устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Выделяется три уровня восприятия: сюжетно событийный (низкий); образно-аналитический (средний); идейно-эстетический (высокий).

Результат решения творческой задачи следует оценивать в творческой работе. Не оцениваются отметкой теоретические знания и количество которого минимально для усвоения и конкретизируется в программе в связи с изучаемым произведением.

В основе постижения произведения необходимо поэтапное, последовательное формирование умений читать и воспринимать: комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного в дискуссиях, эссе, проектах.

Ведущей технологиейна уроках литературы является продуктивное чтение, обеспечивающее формирование выделенных компетентностей, которая включает в себя четыре этапа работы с текстом основанная на специфике структуры читательской деятельности:

  1. Работа с текстом до чтения.
  2. Чтение. Работа с текстом во время чтения. Процесс чтения.
  3. Работа с текстом после чтения. Перечитывание. Послечтение.
  4. Оценка произведения.

Урок является основой реализации стандартаи достижения результатов обученияпо постижению литературного произведения и стимулировании основных видов читательской деятельности: чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки.

Решающее значение для воспитания подрастающего поколения имеет литература. Литературное развитие важно при определении жизненных ориентиров личности и необходимо для внутреннего преображения человека. Литература, как предмет школьного изучения,играет первостепенную роль, как часть искусства, котораяположительно влияет на сознание учеников школы.

Список литературы

  1. Предметный стандарт по предмету «Русская литература» (в школах с русским языком обучения) для 5 - 9 классов общеобразовательной школы Кыргызской Республики. – Бишкек, 2018. – 44 с.
  2. Кыргыз Республикасынын жалпы билим берүү уюмдарынын 5-9-класстар үчүн «Кыргыз адабияты» боюнча предметтик стандарт. – Бишкек, 2018. – 44-бб.

Интересная статья? Поделись ей с другими: