"Научный аспект №4-2018" - Гуманитарные науки

УДК 796.01:159.9

Работа с эмоциональными переживаниями спортсмена

Данилова Наталья Васильевна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания Казанского государственного энергетического университета.

Миннуллин Рустем Ильясович – студент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье рассматривается работа с эмоциональными переживаниями спортсменов как фактор достижения высоких результатов.

Ключевые слова: Психология, физическое воспитание, спортивная психология

Эмоции играют большую роль в формировании спортсмена. Правильная работа с эмоциональными переживаниями может помочь взрастить новых чемпионов, ведь успехи в спорте связаны не только с серьезными физическими нагрузками, но и с правильным психологическим настроем спортсмена. Зачастую спортсмены сталкиваются с внутренними психологическими проблемами, которые перечёркивают все старания направленные на физическую подготовку.

Основными причинами обращения спортсменов к психологу являются чрезмерный страх и волнение, связанные с вероятностью не оправдать надежды и не показать на соревнованиях необходимый результат. Как правило, в этих случаях проблема кроется в недостаточном уровне навыков саморегуляции. В этом случае предлагаются специальные упражнения, которые помогают снизить уровень волнения до оптимального. В таком случае психолог должен научить контролировать страх. Важно понимать, что страх – это полезная эмоция, которая помогает спортсменам мобилизоваться и показать хорошие результаты, но только если она не выходит за рамки нормы. Спортсмены, которые не подвержены страху, как правило, выступают хуже тех, кто его испытывает.

Также спортсмены часто обращаются к психологу с такими проблемами как раздражительность и сниженный эмоциональный фон. Раздражение – это зачастую реакция на неудовлетворённые потребности. Задачей спортивного психолога в такой ситуации будет найти основную причину, неудовлетворённую потребность и помочь спортсмену наладить эмоциональный фон путём достижения целей и удовлетворения потребностей.

Спортивные психологи также оказывают помощь спортсменам, у которых есть ощущение неуверенности в себе, своей неуспешности. Это очень разрушающее чувство, которое заключается в неверной оценке себя. В данной ситуации решением проблемы будет научиться сравнивать себя с самим собой, а не с другими людьми.

В своём исследовании, Э. Серин и А. Барнетт изучали эмоциональное состояние спортсменов, путем анализа данных, которые они записывали в специальный опросник в течение одиннадцати дней. Данные показали, что за 6-7 дней до соревнований было больше положительных эмоций – радости и интереса, чем негативных. За день до соревнования появлялся страх, а за несколько часов до начала появлялись чувства стыда и вины. Сразу после соревнований были ярко выражены гнев, грусть и другие негативные эмоции. Через три дня после окончания соревнований все негативные эмоции достигали своего минимума. Это говорит о том, что спортсменам нужно некоторое время для восстановления своего эмоционального фона до нормального уровня. Также, по данным исследования, уже за семь дней до соревнований было заметно напряжение у спортсменов. Отмечается, что чувство вины крайне нежелательно для спортсмена, оно должно быть минимизировано ещё до начала соревнований.

Все собранные данные по различным исследованиям подтверждают огромную роль влияния эмоций на спортсменов, в их карьере. И очень важно в работе спортивного психолога научить спортсменов не подавлять и игнорировать свои переживания и внутренние проблемы, а прислушиваться к ним, чтобы получать из них максимальную пользу на соревнованиях.

Список литературы

  1. Монография, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Психология спорта / Изучение мотивации и эмоций в спортивной психологии С. 107-150.
  2. Ильин Е.П. Психология спорта / Эмоциональная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности С. 181-346
  3. Юров И.А. Психологические свойства спортсменов / Основные черты личности спортсменов С. 20-60.