Роль внутреннего аудита в процессе корпоративного управления
Гончаренко Варвара Сергеевна – магистрант кафедры Экономики и инновационного предпринимательства МИРЭА - Российского технологического университета.
Научный руководитель: Клименкова Мария Сергеевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и инновационного предпринимательства МИРЭА - Российского технологического университета.
Аннотация: Роль внутреннего аудита заключается в оценке состояния и повышения эффективности процессов корпоративного управления. Эта деятельность имеет исключительно большое значение для организации, поскольку дает достаточные гарантии того, что поставленные цели и задачи будут достигнуты и решены наиболее эффективным и экономичным путем. Эффективное корпоративное управление – не просто необходимость, а насущная потребность для компании.
Ключевые слова: Внутренний аудит, корпоративное управление, корпоративная культура, этические нормы и принципы.
Служба внутреннего аудита является «глазами и ушами» высшего руководства, комитета по аудиту и внешних аудиторов, и по этой причине она может играть важную роль в процессе корпоративного управления организацией. Согласно требованиям Стандарта 2110,
«Внутренний аудит должен давать оценку и соответствующие рекомендации по совершенствованию корпоративного управления применительно к следующим задачам:
- популяризация этических норм и ценностей внутри организации;
- обеспечение эффективного управления деятельностью организации и ответственного отношения к работе;
- передача соответствующей информации по вопросам рисков и контроля внутри организации;
- координация деятельности и обмен информацией между Советом, внешними и внутренними аудиторами и исполнительным руководством организации» [3].
Рисунок 1. Модель корпоративного управления Института внутренних аудиторов.
Корпоративная культура играет исключительно важную роль в процессе формирования этического климата внутри организации. Хотя в значительной мере этот климат определяется поведением и действиями руководителей организации, все сотрудники организации, и в особенности внутренние аудиторы, должны придерживаться этических ценностей. Такой подход должен поддерживаться положениями Кодекса поведения и Кодекса этики, принятых в организации, однако, в конечном счете, каждый человек принимает решение самостоятельно.
Как подчеркивается ИВА (институт внутренних аудиторов), организация использует разнообразные организационно-правовые формы, структуру, стратегии и процедуры для того, чтобы обеспечивать:
- соблюдение принятых в обществе нормативно-правовых актов;
- соответствие общепринятым деловым нормам, этическим и моральным принципам, а также ожиданиям общества;
- пользу обществу в целом и соблюдение интересов конкретных заинтересованных групп как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочной перспективе;
- предоставление полной и правдивой отчетности своим владельцам, регулирующим органам, другим заинтересованным сторонам, а также широкой общественности в целях обеспечения ответственности за принятые решения, действия и результаты деятельности.
Метод, с помощью которого организация осуществляет свою деятельность с целью выполнения четырех вышеуказанных выше условий, известен как процесс корпоративного управления.
Практика корпоративного управления конкретной организации является отражением индивидуальной и постоянно меняющейся корпоративной культуры, которая воздействует на характер и распределение ролей, конкретное поведение, установление целей и формулирование стратегий, оценку результатов деятельности и определение характера и границ ответственности. Корпоративная культура влияет на ценности, роли и поведение, которые будут сформулированы и приняты в организации. Она определяет, насколько заинтересованно – вдумчиво или равнодушно – организация выполняет свои обязательства перед обществом [2, c. 13].
Подразделение внутреннего аудита и внутренние аудиторы должны играть активную роль в поддержке этических норм и ценностей внутри организации. Внутренний аудит должен оценивать дизайн, реализацию и эффективность целей, программ и деятельности организации в вопросах, связанных с этикой. Внутренние аудиторы пользуются высоким уровнем доверия у членов организации, обладают высокими моральными качествами и навыками, которые позволяют им быть эффективными защитниками этической культуры организации. Они обладают достаточной компетенцией и могут обращаться к руководителям и менеджерам, а также ко всем остальным работникам организации с призывами соблюдать правовые, этические и социальные обязательства организации.
В качестве защитника этических норм и ценностей организации внутренний аудит может исполнять одну из целого ряда различных ролей. Это может быть роль руководителя по этике (омбудсмен – лицо, которое рассматривает претензии и жалобы рядовых работников организации, должностное лицо по обеспечению соблюдения установленных требований, советник руководства по вопросам этики или эксперт по вопросам этики и т.д.); роль члена совета по внутрикорпоративной этике либо специалиста по оценке нравственно-этического климата в организации. В некоторых случаях роль руководителя по этике может противоречить принципу независимости деятельности внутреннего аудита.
Внутренний аудит должен периодически оценивать состояние нравственно-этического климата в организации и эффективность ее стратегии, тактики, коммуникаций и других процессов по достижению желаемого уровня соответствия правовым и этическим нормам. Понятие благоприятный нравственно-этический климат» включает в себя следующее:
- наличие официального Кодекса поведения, написанного четким и понятным языком;
- постоянное взаимодействие с сотрудниками по вопросам этики и демонстрация поведения, соответствующего этическим стандартам;
- наличие четко сформулированной стратегии в поддержку и развитие этической культуры;
- наличие в организации легкодоступных способов информирования руководства о предположительно имевших место нарушениях Кодекса и политики организации;
- четкое распределение полномочий, что позволит анализировать этическую сторону вопросов, давать консультации на конфиденциальной основе, расследовать заявления о неэтичном поведении членов организации и информировать руководство о всех замеченных случаях нарушений этических норм;
- регулярные опросы поставщиков, работников и клиентов компании с целью оценки состояния нравственно-этического климата в организации;
- регулярный анализ формальных и неформальных процессов в организации, которые могут привести к возникновению напряженных ситуаций и случаев предвзятого отношения, подрывающих основы этической культуры.
Наличие четкого и ясного Кодекса этики не обязательно является гарантией установления в организации более высоких стандартов этического поведения. И наоборот, отсутствие Кодекса поведения отнюдь не мешает внутреннему аудитору с успехом справляться с заданиями по проверке и оценке соблюдения этических норм поведения, поскольку такое поведение могло быть зафиксировано в документах компании. Внедрение процедуры мониторинга, позволяющей отслеживать, соответствует ли поведение работников принятым этическим нормам, должно стать важным добавлением к Кодексу этики и прочим документам, фиксирующим принятые в организации этические нормы [1, c. 13].
Список литературы
- Академия PwC. CIA (Certified Internal Auditor) «Дипломированный внутренний аудитор». Программа подготовки к сдаче экзаменов, часть 3 «Области компетенции внутреннего аудита», 2015. – 422 с.
- Изварина Н. Ю., Алботова А. А. Особенности проведения внутреннего аудита в системе экономической безопасности // Научный диалог: Экономика и менеджмент. Сборник научных трудов, по материалам XIII международной научно-практической конференции 8 марта 2018 г. Изд. ЦНК МОАН, 2018. — 44с.;
- Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (Стандарты), (обновленная редакция 2016 г., вступает в силу с 01.01.2017, перевод на русский язык, версия от 27.12.2016).