К вопросу о роли родителей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Голоухова Галина Николаевна – магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в приарктическом регионе» Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: В данной статье затрагиваются актуальные вопросы сопровождения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в инклюзивном образовании. Родители как партнеры и как дополнительный ресурс сопровождения должны актуализировать позицию субъектов сопровождения.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, тяжелые нарушения речи, сопровождение, адаптированные образовательные программы.

В федеральном законе «Об образовании в РФ» указывается на то, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся…обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за их воспитание и развитие. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Роль родителей детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) усиливается, когда они выбирают инклюзивное обучение при поступлении ребенка в школу [6].

В условиях инклюзивного образования родители вправе ожидать от педагогов, профессионально связанных с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи обучающемуся по их преодолению [7].

Вследствие непонимания сути проблемы, иногда, безответственности, родители младших школьников с ОВЗ (ТНР) часто испытывают определенные трудности в воспитании детей с речевыми дефектами либо занимают не адекватную позицию:

Инклюзивное образование дает младшим школьникам с ТНР реальный шанс на социальную интеграцию в общество и улучшение качества их жизни.

Эффективность обучения и воспитания младшего школьника с ТНР в условиях инклюзивного обучения сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и родителей младших школьников играют учителя начальных классов [1,2,3].

Чтобы выяснить особенности педагогической помощи родителям в инклюзивном обучении их детей в рамках, обозначенной темы, нам необходимо найти ответы на вопросы: что волнует родителей младших школьников с ТНР; какую они ожидают помощь и готовы ли принять советы, и рекомендации со стороны специалистов? Это можно сделать посредством запроса родителей. Для начала разграничим понятия «проблема» и «запрос». Под проблемой мы будем понимать непосредственную жалобу, с которой родители обращаются к учителю начальных классов, а под запросом – просьбу на оказание им педагогической помощи со стороны педагога. В зависимости от того, кто проявил инициативу в оказании педагогической помощи, родителей можно условно разделить на две группы: добровольные и недобровольные. Приведем основные характеристики этих групп. Добровольными будем считать группу родителей младших школьников с ТНР, которые самостоятельно смогли определить наличие проблемы. Их встревожило наблюдаемое отклонение речевого развития детей. Они часто сомневаются в своей компетентности и говорят о недостаточности знаний, необходимых для воспитания и развития особого ребенка. К этой же группе родителей младших школьников с ТНР относятся те, кто согласился добровольно пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Поясним, что в современных условиях процедура прохождения комиссии сугубо добровольная и ее инициация связана с позицией родителей. Такие родители принимают рекомендации комиссии, соглашаются с ее решением, содержательно раскрывают проблемы ребенка. Недобровольными будем считать группу родителей младших школьников с ТНР, характеризующихся следующими признаками: наличие проблемы определяется учителем, но не разделяется родителями. Отметим, что в такой ситуации, восприятие проблемы родителями оказывается искаженным или же проблема не воспринимается вообще. Процедуру ПМПК со своими детьми родители проходят по настоятельным и неоднократным обращениям со стороны учителя, могут просто не пройти или скрыть ее рекомендации. При этом каких- либо жалоб, тревог и опасений относительно развития речи и познавательных процессов младших школьников они не высказывают [5,6].

После осознания проблемы важно, чтобы родители сформулировали в своем запросе, в какой конкретно педагогической помощи они нуждаются. Запрос определяется нами как ярко выраженная родителями младших школьников с ТНР просьба, содержащая словесную формулировку в оказании педагогической помощи для преодоления трудностей младших школьников в условиях инклюзивного обучения. При обращении к учителю выделяются два вида запросов: конструктивный и неконструктивный. Конструктивный запрос характеризуется, как запрос о педагогической помощи в получении информации, в коррекции своего поведения при взаимодействии с ребенком для решения возникших проблем в обучении. Неконструктивные характеризуются нереалистичными представлениями о педагогической помощи со стороны учителя начальных классов. К ним относятся аморфные и не конкретизированные вопросы следующего типа: «как сделать так, чтобы он стал нормальным?». Так же к неконструктивным запросам относятся «манипулятивные» запросы, направленные на желание родителей в изменении поведения младших школьников без всяких усилий со стороны семьи.

При анализе характера проблем и запросов родителей младших школьников с ТНР, обращающихся к учителям начальных классов за помощью, обращают на себя внимание следующие особенности. Проблемы родители чаще связывают с ребенком, а не с родительской некомпетентностью. Далеко не каждая проблема перерастает в конструктивный запрос со стороны родителей, демонстрирующий их готовность к продуктивному сотрудничеству с образовательной организацией. Обозначение проблемы и формулировка запроса являются важным этапом, на основе которого строится взаимодействие родителей младших школьников с ТНР и учителя начальных классов в условиях инклюзивного обучения [4].

ФГОС НОО выдвигает требования к образовательным организациям, которые заключаются в создании условий для индивидуального развития младших школьников с ОВЗ, обеспечивая тем самым равные возможности получения качественного образования, максимального расширения доступа обучающихся к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям. Так, обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа педагога-психолога, учителя - логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей детей [ 7].

Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Для младших школьников, этой группы предназначается вариант программы - 5.2 с нормативным сроком обучения до 5 лет.

Другие нарушения речи проявляются ограниченно и в минимальной степени. Для этой группы обучающихся предусмотрен вариант 5.1 адаптированной основной образовательной программы (АООП НОО), который предусматривает получение образования, сопоставимого по конечным достижениям с образованием сверстников с нормальным речевым развитием. Родители должны знать, что без их активного участия младшему школьнику с ТНР сложно будет соответствовать ожиданиям нормативных достижений. Таким образом, инклюзивное образование выполняет функцию не столько конкретно - образовательную, сколько адаптивно - воспитательную. Здесь мы имеем в виду, что родители уже представляют, что ресурсы учителя не безграничны и дети с ТНР требуют дополнительного внимания со стороны учителя. Поэтому роль родителей в условиях инклюзивного обучения многогранна. Они берут на себя ответственность выстраивать партнерские взаимоотношения в реальных условиях инклюзивного образования. Партнерство предполагает равные позиции специалистов, педагогов и родителей в оказании помощи детям с особыми образовательными потребностями, поэтому особую актуальность приобретает роль родителей и их сопровождение.

Список литературы

  1. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом.- М.: Академия, 2007.- 325 с.
  2. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика.- М.: Академия, 2003.- 320 с.
  3. Ладыженская Т.А. Речь: книга для учителя. – М., 1990. - 156 с.
  4. Резникова Е.В., Новоселова Н.В., Меренкова В.В. Сопровождение детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и речевыми нарушениями в условиях инклюзии. – Челябинск: Изд-во Юж-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 107 с.
  5. Сметанина Н.А., Карельская О.В. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях образовательной организации. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/330/1353.php.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья АООП НОО для обучающихся с ТНР. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.consultant.ru.