Роль НКО в медиа образовании студентов российских технических вузов

Добрынина Мария Владимировна – кандидат политических наук Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники».

Палепина Катерина Сергеевна – магистр Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники».

Аннотация: В статье рассматриваются особенности функционирования НКО в сфере медиа и их взаимодействие с российскими техническими вузами.

Ключевые слова: Медиа образование, социально ориентированные некоммерческие организации, образовательные организации высшего образования.

В современном мире информационно-коммуникационные технологии определяют логику общественной жизни и влияют практически на все социальные процессы. В повседневную жизнь людей пошло не только постоянное потребление медиа контента, но и его производство. Активная включенность в интернет-пространство формирует новые навыки взаимодействия с информационной средой, но технологии продолжают стремительно развиваться, требуя постоянного пересматривать формат взаимодействия с информационной матрицей.

В этом контексте медиаобразование становится необходимым, а перед системой высшего образования ставятся новые задачи и возникает необходимость формировать новые компетенции, которые позволят выпускникам вузов свободно ориентироваться в новейших цифровых медиа и специфике коммуникационных процессов в интернете.

Согласно большой российской энциклопедии под медиаобразованием понимается «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критич. мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения разл. формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности. Существует также т. зр., согласно которой медиаграмотность – это часть более широкого и ёмкого понятия – информационная грамотность». [1]

Базовые знания о формировании медиа контента являются необходим образовательным минимум, знакомство с которым происходит в школьные годы. Дальнейшее развитие информационной грамотности во многом зависит от выбранной профессиональной специальности. Если студенты гуманитарных вузов, согласно стандартам подготовки, имеют в учебном плане большое количество курсов, так или иначе посвященных взаимодействию с медиа пространством, то для студентов непрофильных вузов не существует расширенного учебного плана с учетом необходимости развития таких навыков. Чаще всего содержание курсов ограничивается знаниями современных технических устройств и умением с ними работать, поиску, обработке и презентации информационного материала в общем виде, в то время как для непосредственной аналитической работы с медиа текстами и интерпретировать сообщений средств массовой информации выделяется достаточно мало лекционных и семинарских часов.

Однако общемировая тенденция, предлагаемая ЮНЕСКО, предполагает формирование массовой медиаграмотности, то есть обучение представителей разных специальностей и разных социальных групп. Кроме того, медиаобразование – это не только не компьютерная грамотность, но распознавание медийного контента, формирующего гуманистические идеалы и ценности.

В большинстве случаев задача расширения медиаобразования ложится на студенческие объединения и организации, которые существуют внутри конкретного вуза. Они обучают студентов медийной грамотности и различным формам самовыражения при помощи медиатехники, работе с цифровыми медиа, созданию материала с помощью мультимедийных сообщений, развитию творческих и коммуникативных способностей. Вторым фактором является наличие и качество технического оснащения медиа центров вузов.

В рамках студенческих проектов, в которых участвуют наиболее активные студенты, на примере конкретных задач они обсуждают перспективы развития новых медиа, повышают свою информационную грамотность, учатся создавать SMM-стратегии. Однако в силу некоторых факторов (это могут быть ограниченные человеческие или технические ресурсы, отсутствие площадок для реализации, безынициативность обучающихся и т.д.) для повышения качества медиаобразования вузам требуются дополнительные ресурсы.

В этом случае важную роль в формировании таких компетенций играют некоммерческие организации, основной задачей которых является развитие навыков молодежи в сфере массовой коммуникации. Они привлекают студентов к участию в мероприятиях, нацеленных на развитие практических навыков поведения в медиапространстве.

В настоящий момент существует несколько крупных некоммерческих организаций в этой сфере. Наиболее крупное – Международная ассоциация студенческого телевидения (МАСТ), зарегистрированная в октябре 2015 года. Организация стремится объединить внутри себя студенческие и молодежные медиацентры с целью наладить связи в среде молодых мойщиков и помочь им развивать свои навыки в сфере журналистики.

Образовательные программы преимущественно ориентированы на представителей профильных вузов, которые заинтересованы в профессиональном развитии в сфере медиа. На портале отсутствуют тематические или адаптированные курсы для студентов технических направлений. [3] Стажировки, проводимые МАСТом, также ориентированы на молодежь, жалеющую в будущем профессионально реализовываться именно в СМИ: «Развитие профессиональных навыков работы в сфере медиа у молодых медийщиков, необходимых для трудоустройства в СМИ». В основном портал направлен на развитие компетенций у тех, кто нацелен связать свое будущее со СМИ.

Другой крупной НКО в этой сфере является «Ассоциация студенческих медиацентров» (АСМ), деятельность которой направлена на помощь студентам преимущественно технических вузов. Она также была создана в сентябре 2015 года, ее учредителями стали ФГОБУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова». [4] Организация видит своей целью создание студенческого медиапортала для обучения молодых специалистов в области инфотелекоммуникаций и массмедиа и формирования кросскультурных связей. [4] На данный момент участниками АСМ являются 50 вузов, большинство которых технического и общего профиля. Ассоциации принадлежит «Всероссийский студенческий медиапортал», на котором существует несколько разделов: прямой эфир, блок с видео материалами, радио и электронная газета. Ассоциация предлагает участие студентов вузов-участников в студенческих форумах и фестивалях. На сайте представлены разные информационные блоки, в которых могут публиковаться вузовские новости, но отсутствует образовательный контент. То есть эта НКО формирует информационную платформу для обмена информацией между студентами, но не участвует в формировании навыков медиаграммотности.

Вывод:

На данный момент НКО, которые стремятся задействовать студентов высших учебных заведений в сфере СМИ, преимущественно вовлекают активных студентов в создание медиа-контента, в то время как аналитической работе с контентом уделяется достаточно мало внимания. Членами таких организаций являются преимущественно молодые журналисты, которые получают возможность для дополнительной профессиональной самореализации.

Вместе с тем такие организации поддерживают инициативы студентов в реализации творческих планов, что делает их ориентированными на внеучебную работу и досуговую сферу.

Также отсутствуют курсы по научной журналистике, которая является необходимой представителям технических вузов для популяризации науки.

Список литературы

  1. Федоров А.В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Т. 17. М.: Большая российская энциклопедия, 2012. С. 480.
  2. О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12.01.1996 №7- ФЗ (ред. От 19.12.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824.
  3. Медиакузница [Электронный ресурс] // Международная ассоциация студенческого телевидения. URL: http://iast.pro.
  4. Ассоциация студенческих медиапорталов. Участники ассоциации [Электронный ресурс] // Всероссийский студенческий медиапортал. URL: http://studentmedia.ru/association.