Социокультурные основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Дементьева Елена Алексеевна – старший преподаватель кафедры Общей и социальной психологии Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Аннотация: В последние время все большую актуальность приобретает вопрос о роли специального обучения и воспитания в решении проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в статье анализируются основные характеристики и структура специального образования в России.

Ключевые слова: Специальное образование, социокультурные факторы, образовательные потребности, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

В основе государственной политики в сфере образования лежит идея интеграции детей с особенностями психофизического развития в общество, обучение вместе с другими детьми, в более благоприятных условиях, чем изоляция, в условиях максимально способствующих социальной адаптации личности. Содержание, формы и модели организации образования детей с особенностями психофизического развития имеют специфику, детерминированную рядом социальных и культурных факторов, характером и глубиной нарушения развития, индивидуальными особенностями детей.

Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" (8) дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются как физическое лица, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника) с целью оказания детям необходимой технической помощи, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования (8).

Специальное образование является фактором социокультурной интеграции и социализации личности, формирующим у людей с ОВЗ представления об окружающем мире, социокультурную компетентность, расширяющим адаптационные возможности к дальнейшей жизни в обществе.

Формирование и развитие национальных систем специального образования и воспитания во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»:

1) образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения, осуществляемым в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых знаний, умений, навыков, в целях всестороннего развития человека; 2) воспитание понимается как деятельность, направленная на развитие личности, социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных и общественных ценностей; 3) в обучении реализуется целенаправленный процесс по овладению знаниями, умениями, навыками, а также развитию способностей и формированию мотивации получения образования в течение всей жизнедеятельности человека(8).

В настоящее время особую важность приобретает проблема безбарьерного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — лица, имеющее нарушение психофизического развития и вследствие этого испытывающие особые образовательные потребности.

Особые образовательные потребности носят социогенный характер и различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ:

В соответствии с многолетней практикой наиболее распространенными во всех социальных сферах являются следующие обозначения девяти категорий лиц с особенностями развития: неслышащие (глухие), слабослышащие, незрячие, слабовидящие, лица с нарушениями речи, умственно отсталые, лица (преимущественно дети) с задержкой психического развития (по западноевропейской терминологии — лица с образовательными затруднениями), лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата, лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

В последнее десятилетие государственная политика в области образования и воспитания характеризуется особым вниманием к гражданам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проекты «Доступная среда на 2016–2020 гг.», «Развитие образования на 2016–2020 гг.» рассчитаны на адаптацию образовательной среды к возможностям ребенка с ОВЗ, перестройку массового образования на принципы инклюзии, основывающейся на идеях принятия индивидуальности каждого учащегося и удовлетворения его потребностей, коррекции нарушений развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (6).

В последние годы в системе образования развиваются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интегративное образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в дошкольных учреждениях.

Инклюзивное образование как признание ценности различий детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности детей, как с проблемами развития, так и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему(3).

Политика инклюзивного образования предполагает изменения общественного сознания и социальных институтов так, чтобы они формировали благоприятные условия для включения любого человека (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие равенство их прав, способность к самостоятельной жизни, удовлетворяющие их духовные потребности.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства: Социально-философские проблемы образования. - М., 2015.
  2. Волосовец Т.В. Детствосбережение в дошкольном образовании: Концептуальные основы развития образования в интересах детства: Монография. – М.: ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018 – С. 114.
  3. Евтушенко И.В. Основные направления государственной политики в области специального (коррекционного) образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – №5.
  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2015. ,- С.116.
  5. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред. Л. М. Щипицина. — СП6., 2016., С.78.
  6. Пономарева Т.А. Социокультурные аспекты инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями. https://doi.org/10.24158/tipor.2018.6.8.
  7. Селиванова Ю. В., Мясникова Л. В. Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер.Сер. Акмеология образования. Психология развития.2015. Т. 4, вып. 1 (13). С. 90-92.
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 05.12.2018).
  9. Консультант Плюс: Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р. URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 05.12.2018).
  10. Консультант Плюс: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» URL: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 06.12.2018).