Проблемы адаптации студентов первого года обучения

Лешер Ольга Вениаминовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры Педагогического образования и документоведения Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Бурдина Евгения Владимировна – студент магистратуры кафедры Педагогического образования и документоведения Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.

Аннотация: Значимой проблемой, в системе среднего профессионального образования, являются трудности, с которыми студенты сталкиваются в период адаптации к учебной деятельности. Активная внеучебная деятельность студента способствует развитию адаптивных потребностей, создает адаптивные ситуации и формирует достаточный уровень адаптированности к условиям образовательной среды колледжа. Наиболее актуальной и современной формой внеучебной работы, обеспечивающей высокий уровень адаптированности студентов и как следствие, качественную подготовку специалистов, является участие в олимпиадном движении по стандартам WorldSkills.

Ключевые слова: WorldSkills, процесс адаптации, внеучебная деятельность, студенческое самоуправление.

Значимой проблемой, в системе среднего профессионального образования, является оптимизация процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему студенческих отношений. Процесс адаптации студентов первого года обучения означает формирование способности соответствовать требованиям, нормам образовательного учреждения, а также способность развиваться в новой среде, реализовать свои способности, потребности, не приходя с этой средой в противоречие. [1, с.1]

В основе процесса адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды. Процесс адаптации обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма в разных условиях окружающей среды. [2. С.2] Различают несколько видов адаптации: физиологическую, психофизическую, психическую, социально-психическую, социальную.

Поступая в медицинский колледж, студенты – первокурсники знакомятся с новой системой обучения, новыми преподавателями, входят в новый студенческий коллектив. В новом студенческом коллективе они начинают налаживать межличностные отношения, осваивают новые способы познавательной деятельности, формируют навыки, умения рациональной организации умственной деятельности, осознают свое призвание к выбранной профессии, вырабатывают оптимальный режим труда, досуга и быта, а также развивают профессионально значимые качества личности, выбирают адекватную линию поведения, что способствует предотвращению конфликтных ситуаций и в дальнейшем повышению их конкурентоспособности. [12. С.2]

Исследования ученых, а также проводимый нами эксперимент показал, что чем эффективнее проходит адаптация студентов к учебной деятельности в образовательном учреждении, тем выше психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах.

Студенты первого года обучения адаптируются к учебной деятельности быстрее, если будут включены в:

  • в новую социальную, информационно-образовательную среду образовательного учреждения;
  • в учебно-познавательный процесс образовательного учреждения;
  • в новую систему отношений.

Овладение новыми видами деятельности, незнакомые социальные структуры являются стимулом повышения общественной активности первокурсников, а также формирования у студентов интереса к избранной профессии и дальнейшего стремления в совершенстве овладеть ею. Связь активности и социальной адаптации проявляется в том, что в результате адаптации личность становится активно функционирующей частью новой для нее социальной среды. [4. С.3]

Первые этапы адаптации студентов к новым условиям заканчиваются в конце второго начале третьего месяца обучения. В условиях ГБПОУ «ММК им. П, Ф. Надеждина» специально планируется ряд мероприятий, способствующих успешной адаптации первокурсников. К таким мероприятиям относятся работа по формированию и комплектованию групп, праздничная церемония «Посвящение в студенты», чтение курса «Введение в специальность», выступления администрации и преподавателей в группах с целью познакомить студентов со структурой учебного заведения, с требованиями, правилами внутреннего распорядка, с уставом колледжа, знакомство с историей колледжа, выпускниками колледжа, проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню учителя, на который приглашаются ветераны колледжа, а также проведение анкетирования, тестирования для выявления причин поступления в медицинский колледж, определения социального статуса студентов, определения качеств личности, мотивации к учебной деятельности.

Внеучебная работа – это деятельность администрации и преподавателей медицинского колледжа во внеучебное время, которая ориентирована на развитие профессиональных, нравственно-личностных черт будущих медицинских работников, посредством активного привлечения студентов в профессиональную, научно-инновационную, культурно - досуговую и общественную жизнь колледжа.

Важной задачей медицинского колледжа является – развитие активности личности студента, реализуемая во взаимодействии его с педагогическим коллективом, окружающей социальной средой, а также оказание поддержки и помощи студенту в самореализации и творчестве, его готовности в становлении и способности самостоятельно решать любые медицинские, профессиональные и практико-ориентированные задачи. [6, С.5]

Важную роль в организации внеучебной деятельности играет студенческое самоуправление. Структура студенческого самоуправления включает в себя следующие функциональные организации: совет актива, студенческий совет, студенческий совет общежития, профсоюзная организация студентов.

Совет актива — это официальный административный орган, который призван содействовать педагогическому коллективу медицинского колледжа в работе по совершенствованию образовательного процесса, повышению качества знаний учащихся, привлечению студентов к активному участию в общественной жизни, развитию и укреплению традиций колледжа, становлению волонтерских движений, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. В Совет актива входят: старосты групп, заместители старост учебных групп, председатель студенческого совета общежития, лидеры студенческого совета и студенческого профсоюза. Во главе совета актива стоит председатель совета.

Студенческий совет – это форма самостоятельной, инициативной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на создание условий для самореализации, социального становления, самопомощи и при адаптации к учебной деятельности, рассмотрение предложений по улучшению качества образовательного процесса с учетом собственных интересов. Студенческий совет объединяет лидеров групп студентов 1 курса, 2 курса, 3 курса, 4 курса. Деятельность органов студенческого самоуправления в профессиональных образовательных организациях регулируется Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Структура, полномочия и иные аспекты деятельности Студенческого совета регулируются Положением о Совете, Уставом образовательной организации.

При организации внеучебной работы в медицинском колледже учитывают возрастные особенности студентов, уровень развития студенческой группы, групповые и индивидуальные интересы, актуальные потребности учащихся, их интерес, мотивация, способности, наклонности, ценностные жизненные и профессиональные ориентиры.

Привлечение студентов в общественную деятельность базируются на конъюнктуре передового образования (Д. Дьюи) и прагматизма (У. Джеймс), акцентирующих внимание на важности практики и опыта в обучении. По мнению американских исследователей, общественная деятельность способствует личной и социальной трансформации личности, обеспечивая формирование критического сознания студентов и практическое овладение необходимыми для жизни навыками.

Внеучебная работа в медицинском колледже будет эффективной только при условии, что она стимулирует интерес к знанию, к учебе. Если у студента не сформирована система профессионально-нравственных качеств, отсутствует интерес к постоянному получению, пополнению своих знаний, умений, то он не сможет работать в медицине, так как медицинский работник – это профессия, связанная с постоянным самообразованием, самопознанием, высоким уровнем ответственности, требующая от человека определенной степени самопожертвования, милосердия, высокий уровень эмпатии.

Ответственными этапами адаптации первокурсников к профессиональной деятельности является прохождение учебной, производственной практики, их участие в конкурсных мероприятиях различного уровня, а также прохождение экзаменационных сессий в конце каждого семестра.

Главной целью практик является приобретение студентами необходимых умений, опыта практической работы по специальности. Практические занятия начинаются уже с начального этапа обучения и проводятся в учебном корпусе колледжа, больницах и поликлиниках Магнитогорска. Материально-техническая база медицинского колледжа постоянно совершенствуется. Кабинеты и лаборатории медицинского колледжа оснащены современным оборудованием, включая симуляционные, наглядные пособия, компьютерную технику. Базами производственного обучения являются медицинские организации города и Челябинской области, с которыми у медицинского колледжа заключены договора. По окончании производственной практики студенты аттестуются комиссией, в которую входят представители практического здравоохранения, а именно главная медицинская сестра больницы, старшая медицинская сестра отделения, заведующий отделения, методический руководитель. Регулярно проводится анкетирование работодателей по вопросам качества выпускников, насколько выпускники владеют теоретическими знаниями и практическими навыками.

Одним из критериев качества подготовки кадров по мировым стандартам является участие в олимпиадном движении по стандартам WORLDSKILLS, в котором активное участие принимают студенты профессиональных организаций Челябинской области.

Официальным представителем Российской Федерации в Международном Движении WORLDSKILLS International и оператором соревнований по профессиональному мастерству на территории России является Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы», учрежденный Правительством Российской Федерации, совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

WORLDSKILLS International (WSI) — это международная некоммерческая ассоциация. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 76 стран.

Целью олимпиадного движения WORLDSKILLS является: повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Основной миссией движения WORLDSKILLS является развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха.

В Магнитогорском медицинском колледже им. П.Ф.Надеждина конкурс проводится среди групп первого, второго, третьего курсов обучения по специальности «Сестринское дело». Победители внутриколледжного этапа «Молодые профессионалы» получают право участия в региональном этапе профессионального конкурса «WORLDSKILLS». В 2017 году студентка третьего курса Магнитогорского медицинского колледжа имени П. Ф. Надеждина Гераськина Екатерина стала победителем регионального этапа конкурса «Молодые профессионалы» по компетенции «Медицинский и социальный уход».

Подготовка, стремление студентов к участию во внутриколледжном этапе конкурса «Молодые профессионалы» способствует развитию у первокурсников адекватного представления о выбранной профессии, устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности, стремления в совершенстве овладеть ею. Движение WORLDSKILLS может устранить ряд учебных проблем за счет вовлечения студентов в конкурсы профессионального мастерства среди учащейся молодежи по компетенции «Медицинский и социальный уход».

Студенты, получающие среднее профессиональное образование успешнее, включаются в учебную деятельность на начальном этапе, если в учреждениях, где получают основное общее и среднее общее образование, активно будет внедряться программа JuniorSkills.

JuniorSkills — это программа ранней профориентации, базовой профессиональной подготовки и соревнований школьников в возрастном периоде от 10 до 17 лет в профессиональном мастерстве.

Целью реализации программы JuniorSkills: является создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт, а также для успешной профориентации.

Соревнования не только способствуют профессиональной ориентации молодежи и внедрению в систему отечественного образования лучших международных практик, но и напрямую влияют на будущую карьеру молодых профессионалов.

Реализация программы JuniorSkills в школах будет способствовать расширению знаний по профессии, формированию устойчивой мотивации к овладению той или иной компетенцией, развитию конкурентоспособной профориентированной личности, способной к быстрой адаптации к изменяющимся условиям, взаимодействующей с окружающей действительностью.

Список литературы

  1. Бирюкова, М.В. Адаптация студентов к обучению в среднем профессиональном учебном заведении: трудности, проблемы, пути решения / М.В. Бирюкова // Научный журнал. - 2008. - №12. - С. 158 – 162.
  2. Буслаева, Е.Л. Психологические проблемы современного человека и общества / Е.Л. Буслаева // Царскосельские чтения. - 2014.
  3. Долгова, В.М. Адаптация как научно – исследовательский феномен: сущность и содержание / В.М. Долгова // Молодой ученый. – 2009. – № 9. – С. 149-152.
  4. Границкая, А.С. Научить думать и действовать / А.С. Границкая //Адаптивная система обучения. –М.: Просвещение, 2001. - 175 с.
  5. Зотова, О. И., Кряжева, И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. Психологические механизмы регуляции социального поведения / О. И. Зотова, И.К. Кряжева. - М.: 1979. - 481 с.
  6. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов // Саратов: СГУ. - 1991. - 22-25 с.
  7. Шабурова, А.И. Привлечение студентов внебюджетной формы обучения в общественную жизнь университета как фактор их профессионализации / А.И. Шабурова // Успехи современного естествознания. – 2013. - № 10. – С.89-91.
  8. Прутченков, А.С., Фатов, И.С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие / А.С. Прутченков, И.С. Фатов. – М.: 2014. – 112с.
  9. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) № 65/1 от 27.07.2016г [Электронный ресурс].URL: https://worldskills.ru.
  10. Перечень поручений Президента Российской Федерации В. Путина от 05.12.2014 № Пр-2821 «По реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.».
  11. Методические рекомендации к Требованиям к организации и проведению Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) № 65/1 от 27.07.2016г [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills74.ru.
  12. Лешер, О. В. Педагогические условия управления социальными конфликтами органами местного самоуправления [Текст] /О. В. Лешер, Н. П. Максимов //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2007. -№ 3.-С. 46-53.

Интересная статья? Поделись ей с другими: