Павлова Мария Борисовна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела Этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутия).
Самсонова Ирина Валентиновна – доктор экономических наук, доцент, начальник отдела Этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутия).
Аннотация: В данной статье анализируются реестр территорий традиционного природопользования и недропользователей составленный с участием авторов, приведен краткий обзор действующих геологоразведочных и добычных работ по видам полезных ископаемых, проведена систематизация недропользователей в разрезе территорий со спецрежимом, расположенных в районах. Результаты исследования показали, что наблюдается расширение зон промышленного освоения, что существенно влияет на традиционный образ и уклад жизни коренных малочисленных народов, при этом возрастет недовольство малочисленных народов к осуществлению деятельности недропользователей. Последствия захвата добывающими компаниями земельных угодий, проживающего этноса приведет к обострению противоречий и борьбу за территории.
Ключевые слова: Малочисленные народы, территории традиционного природопользования, недропользователи, полезные ископаемые, национальный наслег, исконная среда обитания, традиционный уклад и быт.
Освоение месторождений полезных ископаемых неизбежно приводит к росту антропогенных территорий, негативному влиянию на окружающую среду, к ограничению прав коренных малочисленных народов на их исконную среду обитания. Конституция и законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту окружающей среды, прав коренных малочисленных народов на традиционную хозяйственную деятельность, образа жизни и культуру. Места проживания коренных народов связаны с территориями со специальными правовыми режимами, которые установлены федеральными и региональными законодательными нормами.
Всего в Российской Федерации на сегодняшний день создано около 500 территорий традиционного природопользования в 14 из 28 регионов проживания КМНСС и ДВ.
Порядок образования ТТП регионального и местного значения на территории Республики Саха (Якутия) предусмотрен Постановлением Правительства РС(Я) от 22 июня 2006 г. «Об утверждении положения о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера РС(Я)». Вопросы образования территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) регионального и местного значения находятся в полномочиях Министерства по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия). Данный орган также ведет реестр территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
По данным Министерства по развитию институтов гражданского общества РС(Я) в настоящее время в Республике Саха (Якутия) решениями органов местного самоуправления образованы 59 ТТП местного значения, в том числе 9 образованы в границах муниципальных районов, 49 в границах муниципальных образований, 1 в границах кочевой родовой общины «Олом» Мирнинского района.
Таблица 1. Реестр территорий традиционного природопользования Республики Саха (Якутия).
|
Наименование МР |
Наименование ТТП |
Площадь, га |
Статус |
1 |
Абыйский |
1 |
1606099 |
местного значения |
2 |
Алданский |
2 |
92398609 |
местного значения |
4 |
Аллаиховский |
1 |
10691700 |
местного значения в границах района |
5 |
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) |
1 |
2839934 |
местного значения в границах района |
6 |
Булунский |
6 |
8299839 |
местного значения |
12 |
Верхнеколымский |
4 |
5895782 |
местного значения |
16 |
Верхоянский |
1 |
2556179 |
местного значения |
17 |
Жиганский национальный эвенкийский |
1 |
9614823,72 |
местного значения в границах района |
18 |
Кобяйский |
2 |
6192900 |
местного значения |
20 |
Мирнинский |
2 |
2496930 |
местного значения |
22 |
Момский |
6 |
10234549 |
местного значения |
28 |
Нерюнгринский |
1 |
2487024 |
местного значения |
29 |
Нижнеколымский |
3 |
1914815 |
местного значения |
32 |
Оймяконский |
3 |
6739,78 |
местного значения |
35 |
Олекминский |
5 |
6878571 |
местного значения |
39 |
Оленекский эвенкийский национальный |
4 |
31797606 |
местного значения в границах района |
43 |
Среднеколымский |
1 |
4246100 |
местного значения |
44 |
Томпонский |
1 |
3037568 |
местного значения |
45 |
Усть-Майский |
3 |
2250281 |
местного значения |
48 |
Усть-Янский |
7 |
13490608 |
местного значения |
55 |
Эвено-Бытантайский национальный |
11 |
5229772 |
местного значения |
В государственный кадастр на учет поставлены 55 территорий из 59, из них 7 образованы в границах района и 1 на территории общины. В таблице 1 представлен перечень территорий расположенных в Республике Саха (Якутия) с указанием занимаемой площади. Удельный вес территорий традиционного природопользования в общей территории Республики Саха (Якутия) составляет 45,7% или 141,1 млн. га.
В республике территории традиционного природопользования образованы в 21 муниципальном районе. Удельный вес территорий образованных в границах наслегов составляет всего 83%, остальные 15,1% площади созданы в пределах административных территорий районов и 1,9 % в границе одной родовой общины (КРО «Олом» Мирнинского района).
Наибольшее число территорий со спецрежимом организованы в Усть-Янском районе – 7 ед., Булунском и Момском районах по 6 ед. и всего по одной территории имеют Абыйски, Аллаиховский, Анабарский, Жиганский, Томпонский, Нерюнгринский, Нижнеколымский и Эвено-Бытантайский районы.
Коренные малочисленные народы проживают в местах компактного проживания, которые расположены на территориях традиционного природопользования. Доля малочисленных народов в местах компактного проживания составила 47%. Основная концентрация мест проживания коренных малочисленных народов по территории республики отмечена в северо-западной, северной и южной группах районов.
По открытым данным Роснедра на конец 2017 года выдано лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых 79 хозяйствующим субъекта на территории Республики Саха (Якутия). Всего расположено 291 участков, которые распределены по 15 муниципальным районам. В таблице 2 отмечено число недропользователей, осуществляющих геологоразведку и добычу полезных ископаемых в районах, которых расположены территории традиционного природопользования.
Таблица 2. Состав горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, ведущих деятельность в разрезе районов Республики Саха (Якутия).
№ п/п |
Наименование муниципального района |
Виды полезных ископаемых |
||||||||||
Всего недропользователей: |
золото (россыпное и рудное) |
серебро |
алмаз |
уран |
редкоземельные |
уголь |
железные руды |
гранат/чароит |
диабаз/гипс |
нефть и газ |
||
1 |
Алданский |
16 |
13 |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
1 |
|
2 |
Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) |
3 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
Булунский |
5 |
|
|
3 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
4 |
Верхнеколымский |
3 |
2 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
5 |
Верхоянский район |
9 |
7 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
6 |
Кобяйский |
3 |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
7 |
Мирнинский |
2 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
8 |
Момский |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Нерюнгринский |
10 |
6 |
|
|
|
|
3 |
1 |
|
|
|
10 |
Олекминский |
11 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
7 |
11 |
Оленекский эвенкийский национальный |
4 |
|
|
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Среднеколымский |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Томпонский |
4 |
2 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
14 |
Усть-Майский |
8 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Усть-Янский |
4 |
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
Итого |
86 |
46 |
3 |
8 |
1 |
3 |
7 |
2 |
2 |
2 |
13 |
Около 53% составляет удельный вес компаний, занятых в разведке и добыче россыпного и рудного золота. Доля предприятий нефтегазового комплекса равна 15,1% и алмазодобывающих компаний 9,3% от общей численности недропользователей в республике.
Наибольшая концентрация недропользователей отмечена в Южной Якутии: Алданский район – 16 предприятий, соответственно Олекминский – 11, Нерюнгринский – 10.
Например, в Алданском районе осуществляют деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых 16 компаний: рудное золото — ОАО «Алданзолото» Горнорудная компания, ОАО «Алданзолото», ОАО «Золото Селигдара», ООО «Рябиновое»; россыпное золото – ООО «Благнедра», ООО «Континент», ООО «Нирунган», ООО «Нордстрой», ООО «Прогресс», ООО «СахаТрейд», ООО «Якутская золотодобывающая компания XXI», ООО «Аргыс-Голд», ЗАО Саха Голд Майнинг; урана — ЗАО «Эльконский горно-металлургический комбинат»; гранат – ООО «Объединение АС «Нимгеркан»; диабаз – ООО «ТБМ».
Среди северных и арктических районов выделяются Верхоянский (9), Усть-Майский (8) и Булунский (5) районы. Геологоразведочные добычные работы в данных территориях сконцентрирована на золоте и алмазах.
Например, в границах Верхоянского района ведут геологическое изучение, поиски и оценку полезных ископаемых, разведку и добычу россыпного золота, рудного золота, редкоземельных металлов, серебра, углеводородного 9 предприятиями: ЗАО «Простор», ЗАО «СахаГолдМайнинг, ОАО ЗПК «Золото Верхоянья», ООО «ВостСибЗолото», АО УПРК «Уранцвемет», ООО «Прогноз-Серебро», ООО «Янанефтегаз», ООО «Синегорье», ООО «Аргыс-голд».
Таким образом, основная часть территории традиционного природопользования имеют статус местного значения.
Главное назначение территорий традиционного природопользования является сохранение природного окружения коренных населения и создание оптимальных условий для развития их традиционной культуры, форм и стиля жизнедеятельности.
В частности, территории традиционного природопользование образованы в пределах границ муниципальных образований.
В 15 из 21 районах, в котором присутствуют территории традиционного природопользования, осуществляется геологоразведочные и добычные работы полезных ископаемых.
Основные направлениями инвестирования добывающих компаний в месторождения являются рудные и россыпные залежи золота и алмазов, нефти и газа.
Данное обстоятельство, указывает на расширение участков негативного воздействий на окружающую среду и традиционный образ и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов. Дальнейшее сокращение территорий кормовых угодий домашних оленей, животных охотничьего промысла, растительного и водного покрова может привести к ухудшению социально-экономических условий существования малочисленных народов.
В этих условиях, необходимо усиление работы по взаимодействию недропропользователей, органов власти и малочисленных народов в процессе социальных, экономических и экологических изменений для выработки оптимальных решений для реализации защиты прав и гарантий коренных малочисленных народов.
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ №17-02-00214-ОГН ОГН-А «Разработка методологии ущерба коренным малочисленным народам Севера при промышленном освоении территорий традиционного природопользования».
Список литературы