Правовая природа акта налоговой амнистии

Мамхегова Даниза Асланбековна – магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу института налоговой амнистии, его целям и его правовому выражению. С помощью сравнительного анализа выявлены формальные признаки акта налоговой амнистии и их значение для целей теоретического анализа. Автором сделана попытка отнести акт налоговой амнистии к определенной группе источников права (правоприменительные нормативные акты), а также определить орган государственной власти, в чью компетенцию входит объявление налоговой амнистии.

Ключевые слова: Социальное государство, налоговая амнистия, источники (формы) права, право, правоприменительный акт.

Акт налоговой амнистии представляет собой самостоятельную правовую форму выражения воли органов государственной власти, субъектов государственного управления в отношении налогоплательщиков, не исполнивших или не полностью исполнивших свою обязанность по уплате налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Налоговая амнистия сама по себе является не просто политическим инструментом повышения доверия населения к органам государственной власти и экономическим средством пополнения бюджетных средств и «вывода из тени» капитала, но и процессом, способствующим реализации принципа социального государства. Это проявляется в том, что государство вопреки своему очевидному интересу репатриировать неуплаченные средства в бюджет и вернуть активы в национальную экономику идет на уступки и заключает «договор», предлагая налогоплательщику гарантию спокойствия и конфиденциальность полученных сведений.

Природа института налоговой амнистии достаточно многогранна, специфичность применения налоговой амнистии не позволяет с достаточной долей уверенности отнести его к той или иной категории волеизъявления. Проблематика неизбежно сводится к сугубо теоретической дискуссии о теории государства и права и признанных ею источниках (формах) права.

Внешнее выражение правовой воли государства воплощается в формах, источниках права. В теории государства и права среди источников права чаще всего выделяются нормативные правовые акты, правовой обычай, нормативный договор, судебный прецедент.

Сущность налоговой амнистии выражается в принятии акта императивного характера органом государственной власти от имени государства с целью защиты публичного фискального интереса, гарантирующего освобождение от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, лиц, совершивших налоговое правонарушение «в обмен» на декларирование своих активов или возмещение недоимок в государственный бюджет, существовавших на момент принятия акта об амнистии.

Акт налоговой амнистии материально выражается в форме официально опубликованного документа – материального носителя информации, обладающего реквизитами, позволяющими идентифицировать источник такой информации. Такой документ является по своей правовой природе односторонним волеизъявлением.

Акт налоговой амнистии с трудом можно рассматривать в качестве юридического (судебного) прецедента, выражающегося в административном (судебном) решении в отношении конкретных лиц по отдельно взятому делу, которое обладает силой правовой нормы при разрешении аналогичных дел. Однако акт налоговой амнистии является актом единовременным, к тому же, целью принятия такого акта является не выработка определенного правила или правовой нормы, а защита публичного интереса. Налоговая амнистия является своего рода антикризисной мерой, направленной на решение проблемы увеличения доли теневой экономики, офшоризации национального капитала и т.д.

Хотя по своей сути налоговая амнистия и напоминает договор (поскольку речь идет о взаимных правах и обязанностях сторон), однако к нормативному договору акт налоговой амнистии отнести не позволяют формальные признаки. Процедура принятия такого акта несет сугубо императивный характер и является односторонним волеизъявлением стороны, выступающей в публичных правоотношениях. Такие правоотношения характеризуются, кроме того, отсутствием равенства субъектов взаимодействия.

Наиболее подходящей для характеристики акта налоговой амнистии является его квалификация в качестве нормативного правового акта, а именного правоприменительного нормативного акта. В теории государства и права под правоприменительным актом понимается акт, принятый компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта права. Такой акт отличается однократным применением и индивидуальной направленностью.

Российским законодательством не урегулирован вопрос принятия акта налоговой амнистии. Однако, согласно положениям пункта «ж» статьи 103 Конституции Российской Федерации (принята 12.12.1993 всенародным голосованием) (далее – Конституция РФ) вопрос об объявлении амнистии относится к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Поскольку, согласно части 1 статьи 15 Конституции РФ, Конституция является документом прямого действия и обладает высшей юридической силой, законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Так как отсутствие установленного порядка объявления налоговой амнистии является существенным законодательным пробелом, следует иметь в виду, что поскольку иное не предусмотрено, данный вопрос относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2001.
  2. Белова Т.А. Акт налоговой амнистии как форма её выражения: характерные признаки и особенности. – Альманах современной науки и образования, 2013. – № 10(77). – с. 33-35.
  3. Бережнов А.Г., Воротилин Е.А., Кененов А.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М: «Зерцало», под ред. Марченко М.Н. – 2004 г. – 800 стр.
  4. Клюев Ю.В. Налоговая амнистия: исторический и социально-экономический аспекты. – Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 2018. – Vol.8 – с. 194-198.
  5. Марогулова И.Л. Законодательное регулирование амнистии и помилования: автореф., дисс. д.ю.н. М., 1999.
  6. Протопопова Н.И. Налоговая амнистия: теоретические аспекты. – Вестник ТГУ. 2013. № 11(127). С.30-35.
  7. Рыманов А.Ю. Налоговая амнистия – 2007: оценка результативности // Финансы и кредит. 2008. №19 (307). С. 45-51.