Особенности нарушения и коррекция расстройств голоса у лиц педагогических и непедагогических профессий

Кивалкина Надежда Юрьевна – магистрант психолого-педагогического факультета Марийского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению особенностей нарушения голоса у преподавателей. Нарушения голоса по каким-либо причинам, имеют распространенность примерно у 45 % взрослых различных голосовых и не голосовых профессий, например, у учителей, актеров, певцов, а также у людей, профессии которых связаны со испытанием постоянного стресса. Изучение нарушений голоса происходит в некоторых дисциплинах, таких как: логопедия, психология, психиатрия, физиология, фониатрия. Актуальность данного исследования является важность нарушения голоса, т.к. данная проблема дает ограничения в выполнении профессиональных обязанностей.

Ключевые слова: Голос, нарушения голоса, коррекция, профессии.

Голос является совокупностью различных по своим свойствам звуков, которые возникают в результате колебания эластичных голосовых складок. С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют большой нагрузки на голосовой аппарат. Голосовые и не голосовые профессии разделяются по уровню требований к свойствам голоса:

  • профессии с высокими уровнем требования к голосу, это учителя, воспитатели детей и др.;
  • профессии с повышенными уровнем требования к голосу, это работники сферы обслуживания, врачи, фельдшеры и др. Также, в связи с массовой распространенностью использования мобильной связи увеличивается потребность в создании программ по коррекции голосовых нарушений.

Голосовой аппарат считается «рабочим органом» для людей различных профессий. Самыми частыми причинами нарушения голоса у людей голосовых профессий считаются перенапряжение голосового аппарата, неправильная техника голосоведения, необходимость «прочищать горло», повышенную утомляемость голоса.

Нарушением голоса принято считать расстройство или отсутствие фонации из-за патологических изменений голосообразующих органов. Нарушения голоса бывают периферические и центральные, где каждое может быть функциональным и органическим. Многие нарушения проявляются либо самостоятельно, по причине различных изменений голосовых органов, либо они сопутствуют другим тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при заикании, ринолалии, дизартрии, афазии.

Для коррекции нарушений голосового аппарата А. А. Князьков рекомендует выявить причину возникновения фонастении. Так если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить голосовую нагрузку, избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Перед постановкой голоса необходимо выработать правильное диафрагмальное дыхание. Уделяется постоянное внимание удлинению фонационного выдоха, нахождению дыхательной опоры. По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, громким [2].

О. С. Орлова рекомендует для коррекции нарушения голоса при гипер- и гипокинетических дисфониях, помимо дыхательной гимнастики, в кабинете лечебной физкультуры следует уделять внимание дыхательным упражнениям.

Необходимо проводить релаксационные упражнения для снятия общего напряжения и напряжения мышц, участвующих в процессе голосообразования, они направлены на нормализацию мышечного тонуса, который лежит в основе оптимальной фонации.

Основная роль при коррекции многих нарушений голоса, любой причины возникновения, лежит на функциональных тренировках голосового аппарата, с помощью которых формируется оптимальный способ голосоведения. Данные подходы коррекции нарушений голоса дают возможность эффективно корректировать нарушения голосовой функции.

Список литературы

  1. Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст]. – М.: Энергоиздат, 2012. – 480 с.
  2. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Метод. разраб. [Текст] /А. А. Князьков. - М.: Прометей, 2010. - 123 с.
  3. Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: диссертация... доктора педагогических наук [Текст]. – М., 2014. –250 c.
  4. Тринос В. А. Дисфонии и их лечение у лиц голосовой профессии Текст.: автореф. дис. докт. мед. наук [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://library.odmu.edu.ua/catalog/47460

Интересная статья? Поделись ей с другими: