УДК 80

Коммуникативная модель гармоничного семейного дискурса: психосоциальные особенности и речевые характеристики

Анохина Виктория Сергеевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Кравченко Оксана Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры Немецкого и французского языков Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-04-00374 на тему «Стратегические речевые предпочтения жителей южного города (на материале семейного общения)», проводимого в ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; руководитель канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи В. С. Анохина.

Аннотация: В статье представлена попытка создания коммуникативной модели гармоничного семейного дискурса. Авторами выдвинуто положение о том, что организация коммуникации в семейном дискурсе строится по определенной коммуникативной модели с применением специфических языковых и речевых приемов и средств, обусловливающих определенную стратегическую направленность речевого поведения в семье. Схематически представлено развитие коммуникативного процесса в условиях гармоничного и конфликтного семейного общения и описаны составляющие параметрические компоненты (межличностная и речевая адаптация; речевая гомогенность / речевая агрессия; семейная синергия / распад семьи). В заключение сделан вывод о том, что предложенная модель будет способствовать гармонизации семейного общения, развитию гармоничных отношений, гармоничного поведения в семье на основе использования соответствующего речевого поведения.

Ключевые слова: Речевая коммуникация, семейный дискурс, моделирование коммуникации, устное речевое общение в семье, речевое поведение, речевая адаптация, диалогические единства, семейная синергия.

В современных условиях существенных сдвигов социально-экономического и политического характера межличностная коммуникация претерпевает серьезные изменения. Современная лингвистика, изучая взаимодействие языка и общества, его роль в организации социально-коммуникативного взаимодействия, все чаще обращается к дискурсу как к базовой категории, соединяющей аспекты языка как системы в процессе его функционирования. Это подтверждается многообразием подходов к пониманию термина «дискурс» как текста, когнитивного процесса, речевого образования, формы речевого общения и межличностной деятельности, коммуникативного события, социолингвистической структуры.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению дискурса, вопрос квалификации его отдельных типов до сих пор остается актуальным. Расширение коммуникативного пространства, в том числе массовых коммуникаций, и появление все новых видов дискурсов, активно влияющих на различные стороны общественной жизни, предполагают активизацию научной деятельности в области междисциплинарного изучения дискурсов.

Сам термин «дискурс» обусловливает свою востребованность разноплановой значимостью и размытостью границ определения, предполагая активизацию научной деятельности в области междисциплинарных направлений исследований. И действительно, в последнее время ученые разных стран и разных специальностей все чаще стали собираться на конференции для обсуждения с междисциплинарных позиций проблем исследования дискурса. Особенно большое внимание сегодня уделяется исследованиям влияния определенного вида дискурса, например, политического дискурса, медиадискурса и др.

Термин «дискурс», имеющий не только разные варианты произношения, но и по-разному интерпретируемый учеными, используется по отношению ко всем сферам человеческой деятельности (педагогический дискурс, политический дискурс, дискурс сетевого маркетинга и т.д.). В качестве объекта нашего исследования выступает семейный дискурс, который лежит на стыке таких динамично развивающихся междисциплинарных направлений, как когнитивная лингвистика, коммуникативная лингвистика, лингвопрагматика, социо- и психолингвистика. Семейный дискурс характеризуется большой социальной значимостью, поскольку является базовой формой вербальной коммуникации и касается использования речи в естественных, жизненных ситуациях повседневного взаимодействия людей.

Основные вопросы, касающиеся определения границ и характерных особенностей и субъектов взаимодействия семейного дискурса, освещены в работе В. В. Звягинцева, который семейный дискурс определяет как «речевую деятельность во всей совокупности текстов, объединенных сферой семейных отношений, выступающей в виде процесса и результата, включающей как экстралингвистический, так и лингвистический аспекты (с прагматическим, когнитивным и социальным контекстом, обусловливающим выбор языковых средств)» [4]. Сфера функционирования данного вида дискурса определена рамками общения и речевого взаимодействия членов семьи, связанных кровно-родственными отношениями, ощущениями общности и привязанности.

Ученый подчеркивает, что «любое исследование дискурса в конкретной сфере человеческой деятельности способно открыть новое в уже известных языковых явлениях» [4, с. 3]. В свете указанного очевидна актуальность темы статьи, которая напрямую соотносится с приоритетными направлениями современного языкознания, в фокусе внимания которых находится «живая» речевая коммуникация, в данном случае семейный дискурс. Исследований в рамках лингвистического анализа особенностей семейного дискурса с точки зрения моделирования процесса речевой коммуникации пока еще проводилось, что также обусловливает актуальность темы статьи.

Гипотеза нашего исследования заключается в выдвижении положения о том, что организация коммуникации в семейном дискурсе строится по определенной коммуникативной модели с применением специфических языковых и речевых приемов и средств, обусловливающих определенную стратегическую направленность речевого поведения в семье.

Цель статьи – создание модели гармоничного общения в семейном дискурсе с описание ее социолингвистических особенностей и речевых характеристик.

Материалом для исследования послужили записи устного речевого общения в нескольких семьях жителей г. Таганрога методом как «скрытого», так и «открытого диктофона». Все собранные диалоги относятся к естественно протекающей неподготовленной речи, охватывают сферу бытовой коммуникации между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Данная работа является продолжением исследования [1], выполняемого при финансовой поддержке РФФИ, где в приложении к монографии представлен собранный авторами материал, дополненный записями текстов устной речи 2018 г.

Единицами анализа семейных диалогов являлись минимальные единицы дискурса – диалогические единства, представляющие собой «связную последовательность речевых действий, образующих разновидность сложного речевого акта – интерактивное диалогическое действие» [6, с. 13]. Впервые введенные Н. Ю. Шведовой такие единства состоят из двух, трех и более реплик. Под репликой понимается «речевой элемент цепочки взаимосвязанных высказываний-предложений, принадлежащий одному из собеседников и продолжающийся до тех пор, пока не прервется либо самим говорящим, либо речью его собеседника» [6, с. 12].

Как один из способов понимания особенностей семейной коммуникации мы определили метод моделирования, представляющий собой «упрощенное описание способа структурирования опыта познания реального коммуникативного процесса, с использованием различных сил, средств и технологий, определенную символизацию этого процесса, целью которой выступает объяснение специфики взаимодействующих в ходе коммуникативного акта объектов» [5].

Моделирование коммуникации используется многими учеными как один из актуальных способов понимания особенностей процесса коммуникации. «Модель – это форма отображения определённого фрагмента действительности (предмета, явления, процесса, ситуации) – оригинала модели, которое содержит существенные свойства моделируемого объекта и может быть представлено в абстрактной (мысленной или знаковой) или материальной (предметной) форме. Модель обычно представляет собой либо материальную копию оригинала, либо некоторый условный образ, сконструированный для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, его преобразования или управления им...» [7].

Модель общения в семье можно представить в виде схемы, изображения данного процесса в гармонично и конфликтно направленном взаимодействии. Изучив и проанализировав записи устной речи в нескольких разных семьях, мы решили показать обобщенную модель построения семейного общения в разных ситуациях (гармоничных и конфликтных), проанализировав реплики диалогических единств семейных разговоров и их общую направленность.

В таблице представлено количественное соотношение диалогических единств и реплик, их составляющих, на основе анализа которых была определена гармоничная или конфликтная направленность семейного взаимодействия.

Таблица 1. Количественное соотношение диалогических единств в гармоничном и конфликтном семейном дискурсе.

 

Семья 1:

Мать 37 лет, сестра матери 42 года, дочь 3 года

Семья 2:

отец 42 года, мать 42 года, дочь 11 лет, сын 5 лет

Семья 3: отец 25 лет, мать 25 лет, дочь 2 года

Разговор 1

Разговор 2

Разговор 3

Разговор 4

Разговор 5

Количество диалогических единств

21

35

55

43

21

Общее количество реплик

85

305

186

305

167

Количество конфликтно направленных реплик

3

12

5

24

23

Количество гармонично и нейтрально направленных реплик

82

293

181

281

144

 

Определив количественный состав диалогических единств семейных разговоров и дав интерпретацию их коммуникативной направленности, мы представили модель семейного общения в следующем виде (см. схему 1).

Схема 1. Коммуникативная модель семейного дискурса.

В данной модели процесс семейного общения представлен в виде течения коммуникации в двух противоположных направлениях: гармоничном (сотрудничество и открытое общение) и конфликтном (конфронтация и манипулятивное общение). Развитие семьи, семейных отношений, как известно, идет в несколько этапов, которые имеют определенное речевое отражение. Так, на этапе создания семьи или ее ролевого изменения (например, когда муж и жена становятся родителями) идет процесс межличностной и речевой адаптации – приспособление речевого поведения в новой социальной роли; на этапе устоявшихся семейных отношений происходит формирование семейного «МЫ», речевой гомогенности, появляются групповые шаблоны речи, демонстрирующие речевую специфику семьи как малой социальной группы; наивысшим уровнем развития семьи можно назвать семейную синергию – семья как целостность, как лингвосоциальная ячейка общества. Данный вид семейной синергии (содружества и сотрудничества) можно представить через определение системы, данное М. Веллером: «Система – это собрание элементов, имеющее более сложную структуру, более высокий уровень энергетики вследствие этого структурирования, обладающее новыми качествами, чего не было у составляющих ее элементов и их простой совокупности» [3, с. 384]. Лингвистическое, культурное и психосоциальное единство определяет высшую степень развития семейных отношений.

В обратном направление происходит процесс распада семьи, который хоть и начинается межличностной и речевой адаптацией, но идет к речевой дезадаптации, конфликтам, речевой агрессии и распаду семьи.

Таким образом, несмотря на то, что коммуникации, дискурсу и тексту посвящено достаточно много исследований, в данной работе впервые сделана попытка представить коммуникативную модель конкретной сферы – сферы семейного речевого общения. В статье описываются результаты исследования семейного общения с лингвистической точки зрения, реализуемого в ракурсе сложившихся теоретических условий, касающихся «ситуации кризиса языковой модели вербального процесса и ввиду оформления новой, коммуникативной, модели вербального процесса» [2, с. 54].

Создание модели, отвечающей задачам исследования семьи с позиции обобщенного дискурс-анализа, с учетом всех параметров коммуникации, позволит сформировать модель развития гармоничных отношений, гармоничного поведения в семье на основе использования соответствующего речевого поведения. Ведь семья является основой всего, что придает жизни смысл. В интересах каждого государства сделать семью ячейкой, представляющей собой семейную синергию, когда «целое больше суммы его частей».

Список литературы

  1. Анохина В. С., Кравченко О. В. Повседневная коммуникация в стратегиях и тактиках обиходно-бытового общения (на материале семейной речи). – Таганрог, 2017. – 183 с.
  2. Вдовиченко А. В. «Разработка коммуникативной модели вербального процесса в условиях кризиса языковой модели»: проект, смыслоообразование, общение // Вопросы психолингвистики. – 2017. – № 2 (32). – С. 50-61.
  3. Веллер М. И. Великий последний шанс. – СПб., 2007. – 384 с.
  4. Звягинцева В. В. Общение в семейном дискурсе: дис. … канд. филол. наук. – Курск, 2011. – 147 с.
  5. Кафтан В. В. Теория и практики массовых коммуникаций: учебник. – М.: КНОРУС, 2018. – 454 с. Режим доступа: https://bstudy.net/601615/ekonomika/modeli_kommunikatsiy (Дата обращения 10.11.2018).
  6. Мартыненко Т. И. Диалогическое единство: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты: дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 2005. – 170 с.
  7. Стёпин В. С., Ивин А. А., Голдберг Ф. И. Модель. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002-2018 (последняя редакция: 25.08.2018). Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7024 (Дата обращения 12.11.2018)