Забытый сын своей Родины

Моякунова Анна Альбертовна – заведующая кафедрой Социально-гуманитарных дисциплин Колледжа инфраструктурных технологий Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.

Аннотация: Статья посвящена биографии Георгия Трофимовича Павлова, третьего сына известного якутского купца 2 гильдии, почетного инородца Хочинского улуса. Долгое время считалось, что Георгий Трофимович в конце 20-х годов XX века был убит на российско-китайской границе. Однако, в марте 2018 года, в архиве УФСБ России по Забайкальскому краю были обнаружены интересные документы, которые проливают свет на биографию Георгия Трофимовича.

Ключевые слова: Репрессия, реабилитация, контрреволюция.

Георгий Трофимович третий сын известного якутского купца 2 гильдии, почетного инородца Хочинского улуса (ныне Сунтарский улус) Трофима Васильевича Павлова, который немало усилий приложил для социально-экономического развития Сунтарского улуса, Якутии. История данной семьи поистине трагическая. Старший сын Трофима Васильевича, Петр Трофимович Павлов был командиром белоповстанческого движения в Хочинском улусе, второй сын, Михаил Трофимович, с 11 лет учился и работал в Иркутске, С-Петербурге, был кандидатом в Учредительное собрание.

Как нам известно, Михаила Трофимовича ещё одиннадцатилетним мальчиком Т.В. Павлов (Тэрэппиин Атыыһыт) вывез в Иркутск на учёбу. Благодаря отцу, Михаил Трофимович стал образованным, прогрессивно настроенным человеком своего времени.

Георгий был младше Михаила на 4 года младше. И как его старший брат, позже поступил на учёбу в Иркутск.

О том, что Г.Т. Павлов учился в Иркутской гимназии говорит тот факт, что когда Михаила Трофимовича в 1905 году арестовали за участие в забастовке учащихся против администрации Иркутской гимназии, у младшего брата не было возможности даже проститься. Об этом написал Виктор Бик в газете «Социал-демократ» в 27 июля, (9 августа) 1917 г. Михаила Трофимовича тогда по постановлению Иркутского генерал-губернатора Кутайсова срочно высылают в родной Хочинский улус. Кстати, в 1905 году у Михаила была партийная кличка – «Шальной».

После этих событий о Георгии Трофимовиче Павлове нет никаких упоминаний. Можно предположить, что Георгий по окончании гимназии вынужден был скрываться от «чистки», которая настигла некоторых членов его семьи. Возможно, что старшие братья, опасаясь за судьбу младшего брата, попросили его держаться подальше от родных и малой родины...

В настоящее время, судьба Георгия Трофимовича не изучена. Земляки и родственники до сих пор теряются в догадках, где и какую жизнь прожил Георгий Трофимович, была ли у него семья, где и кем работал, где и как умер…

В марте этого года, мной был издан сборник архивных документов, статей и воспоминаний: «По следам Трофима Васильевича Павлова (Попова). Тэрэппиин Атыыhыт суолунан», которая является попыткой реабилитации членов семьи Павловых после долгих лет забвения.

Изучая материалы про Михаила Трофимовича Попова, с большим интересом прочитала статью Н.С.Миронова, который пишет, что младший сын Трофима Васильевича Павлова (Попова) окончил Иркутскую гимназию, служил в Сибири в армии Колчака. После гражданской войны вернулся на малую родину. Автор статьи также упомянул любопытную информацию о том, что Георгий Трофимович в 1929 году после подавления восстания Ксенофонтова был убит на российско-китайской границе.

Однако, к завершению сборника, совершенно случайно, мною была найдена любопытная информация в интернете, а именно в Книге памяти Восточного Забайкалья.

В открытом списке значится знакомая фамилия и инициалы – Павлов Георгий Трофимович (1889). Открыв ссылку, получила небольшую, но очень ценную информацию: «Павлов Георгий Трофимович – род. в 1889 г., Ментский наслег Якутской обл., якут, житель с. Усть-Кара Усть-Карского р-на Читинской обл. Работал в райисполкоме, секретарь. Арестован 5 апреля 1938 г. Дело по ст. 58-1а, 58-8, 58-11 УК РСФСР прекращено 7 сентября 1939 г., освобожден. Сведений о реабилитации и семье не имеется»  .

Обнаружив столь ценную информацию, тут же обратилась с запросом в ГКУ «Государственный архив Забайкальского края» (ГКУ ГАЗК). К сожалению, в фондах ГКУ ГАЗК какой-либо информации о Г.Т. Павлове не было обнаружено. Но по рекомендации специалистов данного архива обратилась в Информационный центр УМВД по Забайкальскому краю, которые предоставили очень интересные материалы – обвинительное заключение, протокол судебного заседания и приговор.

В апреле 1938 года Г. Павлова, проживавшего в с.Усть-Кара Усть-Карского района Читинской области арестовали. Вместе с еще шестью односельчанами, он был обвинен по 58-й статье, обличен как немецкий шпион, участник шпионско-террористическо-повстанческой контрреволюционной организации в Каларском районе Забайкалья.

Из материалов уголовного дела, которая хранится в архиве УФСБ России по Забайкальскому краю: «Лично завербовал для шпионско-террористическо-повстанческой работы в пользу немецких разведорганов Павлова Степана и Павлова Дмитрия (л.д. 17, 107, 221, 239). Являлся активным инициатором зверского убийства на почве классовой мести комсомольца Данилова».

Вместе с Георгием Трофимовичем Павловым, по 58-й статье обвинялись и были переданы суду 6 человек - Грязнухин Иван Иванович, Габышев Николай Николаевич, Павлов Афанасий Николаевич, Кузьмин Василий Софронович, Павлов Дмитрий Николаевич, Павлов Степан Николаевич.

Дело в отношении Грязнухина Ивана Ивановича, Габышева Николая Николаевича, Павлова Афанасия Николаевича и Кузьмина ВасилияСафроновича было прекращено судебным производством на основании ст. 4 п. 1 УПК за их смертью

Из материалов уголовного дела

Во время допроса подсудимых Г.Т. Павлов суду показал, что его признание как участника контрреволюционной организации было ложным и вынужденным. Все признания были выбиты с применением физической силы… Эти признания требовал следователь. Г.Т. Павлов: «Шпионской деятельностью я не занимался. Кто жил в тайге, тот знает, какую ценность представляет наш район. Мы были оторваны от всякого общения с населением других районов Округа, в виду отсутствия связи. В августе 1933 года я приехал в поселок Чару, где работал временно в магазине. Убийство комсомольца Данилова произошло в декабре 1933 года, от поселка Чары на расстоянии 260-270 километров на территории другого района, и я участия в убийстве Данилова не принимал».

Председательствующий оглашает лист допроса. Показания обвиняемого Павлова.

Ответ: «…Я чистосердечно заявляю суду, что дело в отношении меня сфабриковано, по моему наговору. Для чего мне нужно было на старости лет вести борьбу с советской властью, когда я только при советской власти стал жить, она мне и всем нам националам дала хорошую жизнь.

Я знаю, что по моим показаниям может быть некоторые невинные люди осуждены, в этом моя вина, за что я должен нести ответственность…»

Павловы – Степан и Дмитрий также показали на суде, что не причастны к убийству комсомольца Данилова и в шпионских организациях не состояли, а показания были выбиты на следствии в Нерчинской тюрьме, где они содержались до суда.

Из архивных документов, которые хранятся в УФСБ России по Забайкальскому краю, нам стали известны последние слова подсудимых. Военный трибунал состоялся 7 сентября 1939 года в г. Нерчинске.

Подсудимый ПАВЛОВ Георгий: Я невиновен. В обвинительном заключении сказано, что в 1937 году во время выборов в Верховные Советы СССР, я сорвал выборы, тогда как явка как явка населения на выборы составляла 95 процентов. Это разве срыв!

Если бы я состоял в контрреволюционной организации и видя, что людей арестовывают, я бы наверняка скрылся, но я не виновен и оставался на месте до момента ареста. Прошу вынести справедливый оправдательный приговор, учтя, что я партизан, калека и все время работал в отдаленных районах. Вредительской и террористической деятельностью, я не занимался и такого вредительства в районе не было.

Дмитрий и Степан Павловы также говорили о своей невиновности и попросили суд вынести в их отношении справедливый приговор.

В 13 ч. суд удалился на совещание. В 14 час. 25 мин. председательствующий огласил приговор.

Приговор № 00311 именем Союза Советских Социалистических Республик от 7 сентября 1939 г., который состоялся в г. Нерчинск. Рассмотрев в закрытом судебном заседании дело граждан … (далее перечисляются данные Г.Т. Павлова и Д. и С. Павловых) … обвиняемых по ст. ст. 58-1 «а», 58-8, 58-11 УК РСФСР, Военный Трибунал считает предъявленные обвинения Павлову Георгию, Павлову Дмитрию и Павлову Степану недоказанными.

ПРИГОВОРИЛ:

ПАВЛОВА Георгия Трофимовича, ПАВЛОВА Дмитрия Николаевича, ПАЛОВА Степана Николаевича считать по суду ОПРАВДАННЫМИ.

Любопытно, что Георгий Трофимович после данного случая смог восстановиться на прежнюю работу, что видно из книги приказов председателя исполнительного комитета Каларского района народных депутатов за период с 15 декабря 1929 г. по 18 сентября 1952 года.

Так же из материалов, которые предоставил Каларский историко-краеведческий музей, мы установили, что на должность секретаря Каларского родового Совета, Павлов был принят с 1 января 1931 г.

С 1 мая 1931 г. Георгий Трофимович по личному желанию переведен на работу в Нелятинский сельский совет на должность секретаря сельского совета. Стоит отметить, что с. Неляты основано в 1929 году, до этого на месте села жил один старик Стародубцев. Село основано по инициативе комсомольца Николая Заравняева. Можно предположить, что Георгий Трофимович стоял у истоков создания Нелятинского сельского совета. Затем, 7 апреля 1938 года его сняли с должности в связи с задержанием сотрудниками УНКВД.

Следующий период, когда вновь появляются данные о Павлове в книге приказов – сентябрь 1942 года. Согласно приказу от 9 сентября 1942 года Георгий Трофимович был “И.о. секретаря исполкома райсовета”.

След Г.Т. Павлова теряется в июле 1948 года. Ему тогда было примерно 59 лет.

Хочется думать, что данная статья прольет свет на жизнь и деятельность Георгия Трофимовича Павлова, который прожил сложную, но, пожалуй, интересную жизнь.

Список литературы

  1. Открытый список Забайкалья. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https: //ru.openlist.wiki

Интересная статья? Поделись ей с другими: