Неформальные «правила игры» в российском электоральном процессе (2012 – 2018 гг.)

Подольская Юлия Игоревна – студентка магистратуры по специальности «Политология» Воронежского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются неформальные политические практики на примере российского электорального процесса, которые активно используются не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Ключевые слова: Неформальные правила, формальные правила, электоральный процесс, клиентелистские отношения, внутриэлитные договоренности, политический торг.

Для понимания политической реальности важное значение имеет изучение не только формальных, но и неформальных правил и взаимодействий. Как отмечает В. В. Радаев, принципиальное отличие формальных и неформальных правил состоит в способе утверждения. Неформальные правила, в отличие от формальных, не претендуют на всеобщность, публичность и открытость. Эти правила связаны с конкретными лицами и их содержание не принято обсуждать в присутствии третьих лиц [1].

Роль неформальных правил неоднозначна. С одной стороны, они могут компенсировать неудачи формальных институтов, которые либо неэффективны, либо по какой-то причине отсутствуют, тем самым поддерживая социальный и политический порядок. Но с другой стороны, они могут подрывать существующие правила и подменять их. Обычно при изучении неформальных правил исследователи обращают внимание на негативные эффекты, связанные с их появлением. Так, чаще всего в фокусе внимания оказывается коррупция, клиентелизм, клановые и семейные отношения, неформальное давление представителей федеральной или региональной власти и т.д. Россия в данном случае является примером той страны, где наблюдается господство неформальных отношений, при чем не только в политике, но и в других сферах общественной жизни. Речь идет, например, о феномене блата, манипулятивных механизмах приватизации, непрозрачности взаимоотношений власти и бизнеса и т.д.

Одной из областей, где наблюдается использование неформальных правил, является электоральный процесс. В условиях обществ, характеризующихся порядком ограниченного доступа [2], к которым целесообразно относить современную Россию, важнейшим фактором выборов является модель клиентелистских отношений. Согласно этой модели, избиратели рассматривают кандидатов как своих патронов, которым они доверяют защиту собственных интересов, но только в том случае, если кандидаты продемонстрируют готовность решать проблемы собственных избирателей. Избиратели понимают, что их кандидат, которого они поддержат на выборах, может решать задачи только имея доступ к соответствующим властным и финансовым ресурсам. Поэтому голосование становится все более прагматичным и менее идеологизированным. Если патрон не выполняет свои электоральные обещания, он теряет поддержку и доверие клиентов, что выражается в ослаблении электоральной поддержки на следующих выборах. Как справедливо отмечает В. Римский, лидерами избирательных кампаний последних лет и на федеральном, и на региональном уровнях являются действующие главы администраций соответствующих уровней, губернаторы, мэры, председатель правительства РФ. Остальные кандидаты, как правило, вынуждены становиться клиентами лидера, требуя от него уже после выборов выполнения обязательств перед ними [3].

Среди других неформальных практик можно выделить «фильтрацию» кандидатов, предоставление преимуществ в проведении кампании прорежимным кандидатам, создание препятствий для мобилизации оппозиционного электората, преднамеренное изменение электоральных правил и заградительных барьеров в пользу отдельных кандидатов, использование т.н. «виртуальных» партий, которые могут высказывать разные точки зрения, но при этом оставаться лояльными Кремлю, проведение в отдельных случаях манипуляций с избирательными бюллетенями [4].

Неформальные практики используются в электоральном процессе не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Одним из наиболее влиятельных механизмов являются, используя терминологию А. Шедлера, «вложенные игры», т.к. на выборах игра одновременно ведется на нескольких уровнях: собственно на электоральном поле и игра по поводу «правил игры». В последнем случае речь идет в том числе о внутриэлитных договоренностях, направленных на ограничение конкуренции. Например, на губернаторских выборах вопрос смены власти решается федеральным центром задолго до самой избирательной кампании на этапе назначения врио губернатора. Именно в это период и разворачивается борьба между наиболее сильными элитными группировками за получение статуса инкумбента. С помощью института назначения врио губернатора федеральному центру удается контролировать управляемость регионов. Другим механизмом является политический торг, который предполагает предложение должностей в региональном правительстве или Совете Федерации потенциально сильным конкурентам на пост в обмен на отказ от участия в выборах. Например, И. Морозов, кандидат на пост губернатора Рязанской области от партии «Патриоты России» отказался участвовать в выборах в обмен на пост в Совете Федерации. Такое решение было принято в результате тайной договоренности партий «Патриоты России» и «Единая Россия», которая, однако, обрела публичный характер. При чем о переговорах двух партий рассказал сам И. Морозов в интервью «Газете.ru». Он заявил, что принятое решение являлось «единственно возможным компромиссом, который мог отрегулировать политическую ситуацию и сбалансировать отношения между элитами и властью» [5].

Значительная роль неформальных правил была характерна и для советской политической системы, однако в настоящее время, прежде всего, ввиду использования демократических механизмов, политическая игра стала гораздо более многоплановой. Формальные и неформальные институты теснейшим образом переплетаются, а такие факторы как усиление манипулятивной составляющей в публичной политике, кризис права, крайне неравномерное распределение властных ресурсов в обществе и численное преобладание патерналистски настроенных избирателей способствуют дальнейшей деформализации практик.

В рамках электорального процесса тенденция прослеживается особенно рельефно. Фактически ситуацию балансирует на грани законности. Несмотря на вполне сформированное электоральное законодательство разного рода нарушений, использования чёрных и серых технологий не становится меньше.

Комплексным следствием встраивания неформальных практик в избирательные циклы становится разрушение принципа здоровой конкуренции, подрыв демократичности выборов, их управляемость со стороны властных структур и предсказуемость результатов. Таковые приобретают характер заранее определённых, в отличие от правил игры, изменяемых в соответствии с волей доминантных игроков. Как известно, данная особенность присуща авторитарным, а не демократическим политическим режимам.

Список литературы

  1. Радаев В. В. Деформализация правил в российской хозяйственной деятельности / В. В. Радаев // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред.: Т. И. Заславская. – М. : Московская высшая школа социальных и экономических наук, 2001. – С. 253-261.
  2. Норт Д., Уоллис Дж., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. – М., 2011. – С. 85-98.
  3. Римский В. Л. Клиентелизм как фактор электорального поведения российских граждан / В. Л. Римский // Решение есть всегда: Сборник трудов Фонда ИНДЕМ. – М., 2001. – С. 258-265.
  4. Petrov N., Lipman M., Hale H. Three dilemmas of hybrid regime governance: Russia from Putin to Putin / N. Petrov, M. Lipman, H. Hale // Post-Soviet Affairs. – 2013. – № 1. – p. 1-26.
  5. Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/politics/2012/09/13_a_4769613.shtml?updated (дата обращения: 5. 10. 2018)

Интересная статья? Поделись ей с другими: