УДК 376

Канис-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (теоретический аспект)

Коробова Ирина Владимировна – магистрант Северо-Восточного государственного университета.

Научный руководитель: Шкатова Елена Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Общей и социальной педагогики Северо-Восточного государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются направления анималотерапии (зоотерапии / пет-терапии) – дельфинотерапия, фелинотерапия и канис-терапия. Описана история становления канис-терапии и возможности ее применения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: Анималотерапия, канис-терапия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Количество эндогенных и экзогенных факторов, влияющих на рождение детей с патологиями, разнообразно. Большинство нарушений в онтогенезе происходит по причине многофакторности негативных воздействий.

По статистике, предоставленной Министерством здравоохранения, Департаментом мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, в 2017 году с врожденными аномалиями (пороками развития), деформациями и хромосомными нарушениями в России появилось на свет 268 243 ребенка, всего на 2017 год зарегистрировано детей от 0 до 14 лет с врожденными аномалиями различного генеза 920 921 человек. Детей-инвалидов в возрасте от 0 до 17 лет в 2017 году насчитывается 568 523 человек. Такие дети попадают в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и нуждаются в особом отношении и поддержке.

В основном дети с ОВЗ находятся на необходимом медикаментозном лечении, абилитационных или реабилитационных мероприятиях. Такое лечение позволяет дополнительно применять нетрадиционные методы терапии, к которым относятся: арт-терапия, ароматерапия и фитотерапия, анималотерапия (зоо-терапия / пет-терапия).

Анималотерапия – один из более комплексных, действенных методов нетрадиционной терапии в работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Под анималотерапией (от англ. animal – животное) Кряжева Н. Л. понимает «созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными или их символами (образами, рисунками, игрушками)», Чуприков А. П. считает, что анималотерапия – это лечебное общение с животными [6, с. 11; 12, с. 40].

Появилась данная терапия приблизительно в V в. до н. э. Гиппократом было замечено, что животные оказывают положительное влияние на человека. В Древней Греции и Древнем Египте животных использовали для лечения различных человеческих недугов, а пение птиц как «лекарство» использовали в Древней Индии [8, с. 785]. В то же время отмечается, что зарождение анималотерапии прослеживается ещё в первобытно-общинном строе. В некоторых племенах определённое животное считалось божеством, на убийство и употребление в пищу которого существовал запрет. Это животное считалось покровителем племени или тотемом. Символы тотема в виде статуэток наделялись особыми правами, способными регулировать отношения внутри племени, заставляли людей соблюдать нормы и правила. В психологии анималотерапию со своей теорией бессознательного связывал З. Фрейд. По его мнению, теория показывает, что возникновение тотемизма (образов животных) в первобытном обществе можно изучить по данным детских страхов, которые выражаются в боязни какого-либо животного. При этом, чувства ребёнка двойственны: он и боится животное, и проявляет к нему интерес. Эти чувства З. Фрейд рассматривал как бессознательное замещение в психике скрытых чувств, которые малыш испытывает к родителям. Таким образом, через замещение происходит разрешение внутренних конфликтов. Символы животных в психике ребенка выполняют роль бессознательных влечений и чувств, которые компенсируют потребности «Я». Эти отношения имеют много общего с тотемными отношениями первобытного человека. Животное воспринимается ближе, чем взрослый человек. Общаясь с ним, ребенок переносит на отношение к животному свои страхи, комплексы и проблемы. В теории К. Г. Юнга об архетипах и коллективном бессознательном говорится, что отношение к животным и их символам прослеживается через тысячелетнюю память поколений посредством мифов, сказок, творчества. Таким образом, на современном этапе знания о животных доходят до людей как о героях, способствующих расширению представлений о добре и зле, как о помощниках в разнообразных реальных жизненных ситуациях [6].

Анималотерапия состоит из следующих направлений: иппотерапии (терапевтического воздействия с помощью лошадей); дельфинотерапии (лечебного взаимодействия с дельфинами); фелинотерапии (метода воздействия на человека с участием кошки); энтомотерапии (применения в лечебных целях насекомых); апитерапии (лечения пчелиным ядом); гирудотерапии, или бделлотерапии (лечения медицинской пиявкой); вулпестерапии (терапии при контакте с домашней лисой); канис-терапии (терапии с помощью собак). Рассмотрим некоторые из них.

Иппотерапия широко и успешно применяется в разных странах: Германии, США, Великобритании, Польше, России, Грузии и т. д. Основателем иппотерпии как метода психосоматической терапии является французский профессор Ю. Лаллери. Также у истоков данной терапии стояли датчанка Л. Хартел и врач-физиотерапевт из Норвегии Э. Бодикер. Иппотерапия эффективна в работе с детьми, которые имеют нарушения двигательной функции, нарушения в работе органов чувств, при психических заболеваниях, аутизме, умственной отсталости, нарушениях социализации, девиантном поведении, задержке психического развития (ЗПР), речевых нарушениях. Но данный метод имеет достаточно большой перечень противопоказаний к занятиям, как абсолютных (гемофилия, остеопороз, любые заболевания в стадии обострения, заболевания тазобедренных суставов, врождённые аномалии шейного и нижней трети поясничного отдела позвоночника, злокачественные новообразования), так и относительных (хронические заболевания почек, диабет, непреодолимый страх перед лошадью, беспричинные болевые ощущения при посадке на лошадь, высыпания или воспалительные процессы на коже при соприкосновении с лошадью или седлом) [10]. Для занятий иппотерапией необходимо специальное снаряжение для лошади, которое зависит от вида нарушения у пациента, и экипировка для самого ребенка.

Дельфинотерапия практически не имеет противопоказаний: к ним относятся дезинтегративные психические расстройства, шизофренический процесс, эпилепсия и эпилептиформные состояния. Она дает хорошие результаты в работе с детьми с нарушениями коммуникации, соматическими, эмоционально-волевыми расстройствами, синдром дефицита внимания с гиперактивноситью (СДВГ), умственной отсталостью и т. д. [12, с. 41-44]. В России нет большого количества дельфинариев, которые могут проводить дельфинотерапию, поэтому она доступна не для всех нуждающихся.

Фелинотерапия имеет не много противопоказаний (аллергические реакции на шерсть, кожные заболевания, неприязнь к кошкам), но является достаточно сложным видом терапии. Кошка – это животное, которое не поддается дрессировке, поэтому написать программу по данной терапии достаточно сложно.

Но в итоге остановимся на нашем объекте внимания. Одним из популярных направлений анималотерапии на современном этапе является канис-терапия.

Канис-терапия (от лат. сanis – собака) является междисциплинарной сферой деятельности, сочетающей в себе теорию и практику кинологии, медицины, психологии и педагогики [12, с. 41]. Путем контакта ребенка с собакой через специально организованные игры и упражнения происходит процесс оздоравливающего эффекта. Данная терапия успешно зарекомендовала себя в работе с детьми, имеющими такие диагнозы, как: ранний детский аутизм (РДА), детский церебральный паралич (ДЦП), ЗПР, олигофрения, афазия и другие нарушения речи, СДВГ, синдром Дауна и пр. [7, с 11].

Впервые собак-терапевтов использовали для оздоровления взрослых в больнице для душевно больных «Ретрит» (в пер. с англ. – «Убежище») недалеко от города Йорк в Англии. Открыл «Ретрит» британский филантроп Уильям Тьюк в 1796 году. Врачами больницы был констатирован факт, что присутствие собак положительно влияло на состояние больных: снижались проявление агрессии и частота приступов. Больным разрешалось свободно гулять во двориках и садах «Ретрита», где содержались небольшие домашние животные [11].

После Первой мировой войны в 1919 году собаки были впервые допущены к работе в стационарах госпиталей США. Медсестра Элайна Смит, работавшая в больнице в Англии, обратила внимание, что визиты капеллана с собакой породы золотистый ретривер оказывали благотворное действие на пациентов. Элайна пришла к выводу, что можно использовать собак в лечебных целях для ободрения и утешения больных. Поэтому в США она основала Международную организацию терапии животными («Pet Therapy International»), действующую по настоящее время [5].

Психотерапевт Зигмунд Фрейд в своей работе с пациентами использовал элементы канис-терапии для расслабления и установления доверительного контакта. Для этого он брал с собой на сеансы собаку породы чау-чау по кличке Жо-Фи. Собака безошибочно чувствовала состояние пациента; если он был расслаблен, то она ложилась рядом с ним, а если напряжен или встревожен – то подальше [2].

Во время Второй мировой войны большую популярность приобрела собака породы йоркширский терьер по кличке Смоки (Smoky). Она была зачислена в состав второго разведывательного авиаполка пятой Армии ВВС США. Смоки прошла через всю войну, участвовала в двенадцати боевых вылетах, совершала прыжки с парашютом, прокладывала кабель. За два года службы Смоки получила восемь боевых наград и дослужилась до звания капрала. Как собака канис-терапевт Смоки начала посещать военные госпитали в июле 1944 года, делала обход больных и раненых совместно с медсестрами. После окончания войны Смоки со своим хозяином Вильямом Уинни посещала пансионаты и больницы, где ее называли «врачеватель человеческих душ» [4].

Американские врачи Красного креста после войны заметили, что пациенты госпиталей, проводившие свободное время с собаками, гулявшими по территории, выздоравливали быстрее. После данного наблюдения собак начали использовать в домах престарелых и тюрьмах.

Во II половине ХХ века, в 1964 году, психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson) описал случай психотерапевтического воздействия его собаки Джингл на 9-летнего пациента. При появлении собаки на сеансе терапии поведение ребенка менялось в лучшем направлении. Заметив это, родители мальчика настояли на том, чтобы собака присутствовала на всех последующих сеансах. Левинсон отметил положительную динамику такой работы. Это навело его на мысль использовать на психотерапевтических сеансах собак и кошек для лечения психических расстройств у детей [1, с. 5].

В 1977 году психиатры Сэм и Элизабет Карсон (Sam and Elizabeth Corson) начали использовать в своей работе методику Б. Левинсона. Главное условие терапии для пациентов – взять собаку из ближайшего приюта. Это позволяло проводить с ними свободное время и ухаживать за ними. Затем психиатры отслеживали положительную динамику у пациентов: появлялась уверенность в себе, независимость, адекватное восприятие действительности.

К 1980 году терапевтических программ с использованием животных в США насчитывалось около двадцати. В 1991 году ученые Вашингтонского университета провели исследование по оказанию собаками помощи детям, страдающим аутизмом, после чего была разработана специальная практическая терапевтическая программа. К 2000 году в США было разработано более тысячи программ по пет-терапии. Одной из них была программа R.E.A.D. для детей с дислексией. Ее суть в том, что ребенок на занятии должен был читать текст собаке. Это придавало ему уверенности, так как ошибки, совершаемые в процессе чтения животному, не вызывают сильного волнения как при чтении человеку. Таким образом, результат от подобных занятий был более результативен, чем от традиционных [9, с. 4].

В 2001 году сотрудниками госпиталя в Атланте разработана программа по взаимодействию животных, в том числе и собак с детьми, имеющими особенности развития, низкий уровень интеллекта и повышенную тревожность [1, с. 6].

К 2016 году из всех животных в США, используемых в психотерапии, 95% составляли собаки.

Канис-терапия активно применяется не только в США и Великобритании, но также в других государствах, например: в Германии, Канаде, Франции, Японии, Польше, Австралии, Финляндии, Чехии, Норвегии, Израиле, Новой Зеландии и т. д. В Польше с 1 июня 2010 года официально введена специальность «канис-терапевт», которая внесена в государственный список профессий по инициативе Польского общества канис-терапии.

В России канис-терапия находится в стадии становления. Ведётся активная работа по применению данной терапии с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Т. Л. Любимова вместе с волонтёрами со специально обученными собаками по курсу «собака-терапевт» или «собака –помощник инвалида» в 2003 году в г. Москве организовали коллектив «Солнечный пес». Под ее руководством впервые в России была создана комплексная долгосрочная программа канис-терапии. В ее разработке принимали участие врачи-неврологи, логопеды, дефектологи и родители детей с нарушениями развития. В группе «Солнечный пес» в 2010 году занималось более 50 детей от 1,5 до 20 лет с такими заболеваниями, как ДЦП, синдром Дауна, РДА, олигофрения, задержка психического и речевого развития различного генеза, слабовидящие и слепые, дети с различными соматическими заболеваниями [7, с. 11-12]. Данная группа продолжает свою деятельность и в настоящее время.

В 2010 году была зарегистрирована Мурманская региональная общественная организация канис-терапевтов «Прикосновение исцеляющей лапы», которая работает и сегодня. Волонтёры с собаками посещают детскую городскую больницу, оказывая больным помощь в лечении и реабилитации, посещают Мурманский центр социальной помощи семье и детям. Получены хорошие результаты в работе с детьми, больными ДЦП и аутизмом.

В 2011 году в России создана организация, объединившая канис-терапевтов России – Сообщество поддержки и развития канис-терапии (СПРКТ), что оказало значительное влияние на распространение канис-терапии в нашей стране.

С июня 2011 года в г. Ставрополе в ГБУ СО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» применяются занятия канис-терапией. В 2013 году коллективом из представителей различных научных дисциплин и практик: медицины, педагогики, кинологии и дефектологии (Н. А. Прядко, С. О. Криворучко, Т. И. Сазанова, И. А. Горба, Н. Е. Бликчураева и др.) был разработан проект «Деятельность с участием собаки в реабилитационном процессе», что обеспечило высокий уровень занятий по канис-терапии в центре.

В коррекционной работе канис-терапию применяют в г. Чита Забайкальского края. Там с 2012 года на базе некоммерческого фонда содействия детям и подросткам с проблемами в развитии и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, «Психолог» созданы психологический и спортивно-досуговый центры «Девять сил», где как новая форма работы была внедрена канис-терапия для детей с тяжелыми эмоционально-волевыми расстройствами [3, с. 137-138].

С 2014 года СПРКТ стало представлять интересы канис-терапевтов в Союзе реабилитологов России. В 2015 году в России начал действовать Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56384-2015, регламентирующий подготовку и аттестацию собак-терапевтов.

Следует отметить, что канис-терапия в России начала активно развиваться. Ежегодно проводятся научные конференции и семинары по проблемам канис-терапии. Собаки участвуют в абилитационных, реабилитационных, коррекционных, социально-адаптирующих мероприятиях. Продолжают открываться центры канис-терапии, группы при социальных, психологических центрах, приютах для животных и учреждениях дополнительного образования детей. Составляются авторские программы, позволяющие собакам взаимодействовать с детьми, имеющими заболевания: синдром Дауна, ДЦП, РДА, олигофрения, речевые и соматические нарушения. Индивидуальные занятия канис-терапией позволяют каждому ребенку развиваться в своем темпе, а специалистам – учитывать особенности каждого из детей с учетом зон ближайшего и актуального развития. Собака для ребенка – это источник положительных эмоций, друг, компаньон. Такие «роли» собака заслуживает благодаря психологической адаптивности и социальной контактности. Таким образом, канис-терапия – это метод взаимодействия с собакой, позволяющий менять качество жизни не только детей с разного рода нарушениями развития, но и их родителей.

Список литературы

  1. Веревкина О.В. Анималотерапия как инновационный и перспективный метод психологической работы // Электронный научный журнал «APRIORI. Серия: гуманитарные науки». – 2017. – № 5. – С. 1-11.
  2. Демьянец С. Жо-Фи – собака Зигмунда Фрейда [Электронный ресурс]. URL: http://www.nat-geo.ru/fact/39525-zho-fi-sobaka-zigmunda-freyda/ (дата обращения (27.09.2018).
  3. Заборина Л.Г., Глазкова Ю.В. Коррекция психоэмоционального состояния детей с расстройствами аутистического спектра средствами канистерапии и физической культуры // Ученые записка ЗабГУ. – 2016. – Т. 11, № 2. – С. 135-142.
  4. Йоркширский терьер Смоки – ангел из лисьей норы [Электронный ресурс]. URL: http://wardog.pp.ua/jorkshirskij-terer-smoki-angel-iz-lisej-nory/ (дата обращения: 29.09.2018).
  5. Карцев А.В. Зоотерапия [Электронный ресурс]. URL: www.b17ru/article/35442 (дата обращения: 29.09.2018).
  6. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь… – Ярославль : «Академия, К», «Академия развития», 2014. – 173 с.
  7. Любимова Т.Л. Канис-терапия как метод психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей // Специальная психология. – 2010. – № 1. – С. 10-34.
  8. Непомнящих Т.А. Анималотерапия как вид медико-социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: VII Междунар. науч.-практ. интернет-конференция. – Чита : Забайкал. гос. ун-т, 2016. – С. 784-792.
  9. Остроумова М.А. Анализ американского опыта применения канистерапии как метода лечения // Молодежь и наука. – 2017. – № 3. – С. 1-7.
  10. Показания и противопоказания к иппотерапии [Электронный ресурс]. URL: http://niipl.org/ozero-svetloyar-kak-zerkalo-dushi/ippoterapiya/81-pokazaniya-i-protivopokazaniya-k-ippoterapii (дата обращения: 02.10.2018).
  11. Тьюк С. Описание Ретрита, заведения близ Йорка для умалишенных из Общества Друзей. Содержит отчет и его возникновении и развитии, способах лечения, а также описание историй болезни [Электронный ресурс]. URL: https://www.litres.ru/semuel-tuk/opisanie-retrita-zavedeniya-bliz-yorka-dlya-umalishennyh-iz-obs/chitat-onlayn/ (дата обращения: 27.09.2018).
  12. Чуприков А.П. Лечебное и оздоравливающе общение детей и подростков с животными // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013 (13). – № 2. – С. 40-46.

Интересная статья? Поделись ей с другими: