Перенесение навыка метания малого мяча на совершенствование техники метания гранаты у обучающихся на уроках физической культуры

Фам Фи Хунг – преподаватель педагогического колледжа Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета

Нгуен Куанг Винь – преподаватель Хошиминского педагогического спортивного университета.

Аннотация: Метание на дальность представляет собой сложное двигательное действие, состоящее из нескольких дополняющих друг друга движений, что вызывает определенные трудности при обучении метанию малого мяча. По признаку особенностей мышечной деятельности они относятся к скоростным и скоростно-силовым упражнениям, а также к упражнениям, требующим проявления координации движений при строгой регламентации условий выполнения. Метание малого мяча, гранаты и копья, имея очень сложную структуру двигательного действия, относятся к одной группе метаний.

Ключевые слова: Темпо-ритмовая структура, фазовая структура, скоростно-силовые компоненты.

Введение. Метания – ациклические физические упражнения с гетерохронной структурой двигательных действий, выполняемые с целью перемещения снаряда в пространстве и времени на возможно большее расстояние или для попадания в цель.

Метание малого мяча на дальность входит в базовую часть школьной программы физического воспитания. В практике физического воспитания широко используются различные виды и способы метаний (метания из различных исходных положений, снарядов различного веса, формы, в цель). Они оказывают разностороннее воздействие на организм человека, развивая скоростносиловые возможности, ловкость и координацию движений.

В метаниях кратковременные, но максимальные нервно-мышечные усилия вовлекают в действие мышцы рук, плечевого пояса, туловища и ног, предполагая при этом проявление спортсменами силы, быстроты, ловкости, глазомера, умения выполнять сложные по координации движения, рационально распределять усилия.

В настоящее время классификацией физических упражнений по признаку сложившихся систем физического воспитания метания характеризуются как игровые и спортивные упражнения со сложной гетерохронной структурой двигательного действия.

По признаку особенностей мышечной деятельности они относятся к скоростным и скоростно-силовым упражнениям, а также к упражнениям, требующим координации движений при строгой регламентации условий выполнения.

Метательные упражнения направлены на развитие физических качеств, которые в дальнейшем будут способствовать овладению элементами метаний в легкой атлетике, связанными с перемещением всевозможных снарядов (теннисных и набивных мячей, игровых и утяжеленных мячей, гранаты).

Правильно заложенные основы техники метаний в детском возрасте на занятиях в группах общей физической подготовки, спортивных секциях могут стать определяющим фактором при выборе метания копья как будущей спортивной специализации.

В школьном возрасте на базе общей физической подготовки осуществляется и специализированная подготовка к сдаче нормативов ГТО, куда включено метание гранаты.

Методы и организация исследования. Опираясь на это, мы задались целью проследить за тем, имеет ли место перенос навыка метания малого мяча на технику метания гранаты.

Для решения поставленной цели мы провели исследование, в котором попытались решить следующие задачи:

  1. определить основные средства и методы формирования навыка метания малого мяча;
  2. определить методику построения фазовой структуры метания малого мяча;
  3. выявить основные факторы переноса навыка метания малого мяча на совершенствование техники метания гранаты.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения первой задачи необходимо было определить время, отводимое на подготовку в метаниях в течение года и отдельного урока, формы и методы обучения, объем и дозировку упражнений.

В процессе решения второй задачи следовало определить уровень подготовленности занимающихся метанием малого мяча, степень развития у них отдельных физических качеств, особенности их технической подготовленности. При определении уровня технической и физической подготовленности предполагалось изучение степени взаимосвязи их показателей с результатом метания.

В ходе решения третьей задачи предполагалась проверка эффективности переноса навыка метания малого мяча на совершенствование техники метания гранаты.

Для выявления результативности предлагаемой методики был проведен сравнительный эксперимент.

Было сформировано две группы по 15 человек (экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ)), одинаковых по уровню физического развития.

В КГ занятия проводились по общепринятой методике обучения метаниюмалого мяча. Осуществлялись метание мяча в цель и формирование навыка метания по элементам техники.

В ЭГ занятия строились с учетом традиционной методики и с использованием специализированных комплексов функционального и физического развития учащихся.

Формирование техники метания малого мяча строилось по фазам:

а) разбег – набор скорости системы метатель–снаряд;

б) бросковые шаги – отведение руки со снарядом в исходное положение, обгон снаряда ногами. При этом делался акцент на формирование правильной ритмовой структуры в фазе перехода от разбега к фазе финального усилия;

в) финальное усилие-хлестообразный выпуск снаряда под углом 38-40°;

г) остановка после метания.

В нашем исследовании на начальном этапе обучения значительных различий в показателях уровня физической подготовленности не наблюдается (табл. 1). Это мы связывает с тем, что данный этап подчинен общим закономерностям развития и подведения занимающихся к выполнению сложных по технике и проявлению скоростно-силовых характеристик движений в метании малого мяча.

Таблица 1. Показатели тестирования в начале эксперимента исследования.

Вид тестирования

КГ(n = 15)

ЭГ(n = 15)

T

p

1. Бег 30 м, с

4,81 ± 0,2

4,82 ± 0,3

0,69

>0,05

2. Прыжок в длину с места, см

205 ± 12

203 ± 14

0,68

>0,05

3. Метание набивного мяча 1 кг, см

926 ± 55

918 ± 59

1,08

>0,05

4. Подъем туловища из положения

лежа, количество раз за 10 с

11,6 ± 1,5

11,5 ± 1,6

1,32

>0,05

5. Выкрут – перевод гимнастической палки за спину

85,6 ± 4,28

84,9 ± 5,04

1,12

>0,05

6. Метание малого мяча, м

26,28 ± 2,16

26,27 ± 2,21

1,17

>0,05


В метании малого мяча на дальность в ЭГ учитывалось и изменение основных биомеханических показателей техники. В занятиях давались заранее выбранные упражнения по признаку их преимущественного применения в подготовке начинающих спортсменов в метаниях, наиболее соответствующих биомеханической структуре нормативных упражнений, а также способствующих развитию физических качеств и совершенствованию навыков метания.

В нашем исследовании при совершенствовании методики обучения различным фазам метания малого мяча делался акцент на формирование правильной темпо-ритмовой структуры в фазе перехода от разбега к броску и навыку обгона снаряда ногами.

При обучении метаниям на занятиях в ЭГ существенная роль отводилась упражнениям с применением тренажерных и технических устройств, моделирующих как отдельные фазы и элементы техники, так и прилагаемые при этом усилия. Подводящие упражнения способствуют созданию первичного представления об основных фазах техники метания малого мяча и позволяют получать начальные двигательные навыки в процессе освоения целостного упражнения. Эффективность их высока при формировании техники финальных движений.

Так, низкое положение метающей руки сбоку от плеча в момент рывка может проявляться в меньшей мере, если занимающиеся метают из узкого коридора, ограниченного двумя натянутыми веревками, а также при метании в узкие вертикальные цели. Различные ограничения позволяют осуществить перемещение метающей руки в определенном направлении, однако не дают возможности исключить большую подвижность в плечевом суставе.

По окончании эксперимента были получены следующие результаты.

При анализе результатов исследования по каждому виду испытаний можно видеть, что уровень физической подготовленности как ЭГ, так и КГ повышается, но по каждому виду испытаний рост достижений имеет свои особенности. В одних видах идет неуклонное и почти равномерное нарастание результатов (достижений). В других рост идет в виде «ножниц» (табл. 2).

Таблица 2. Показатели тестирования в конце эксперимента исследования.

Вид тестирования

КГ(n = 15)

ЭГ(n = 15)

T

p

1. Бег 30 м, с

4,6 ± 0,14

4,4 ± 0,21

2,42

<0,05

2. Прыжок в длину с места, см

212 ± 8

224 ± 10

0,68

<0,05

3. Метание набивного мяча 1 кг, см

1021 ± 46

1234 ± 52

2,44

<0,05

4. Подъем туловища из положения

лежа, количество раз за 10 с

14,7 ± 1,6

15,5 ± 1,5

1,14

>0,05

5. Выкрут – перевод гимнастической палки за спину

81,4 ± 5,6

72,6 ± 5,2

2,34

<0,05

6. Метание малого мяча, м

29,28 ± 4,6

34,27 ± 5,6

2,47

<0,05


Более низкий уровень развития физических качеств у занимающихся в контрольной группе является фактором, лимитирующим результативность в метании малого мяча относительно ЭГ. Показатели ловкости, силы и скоростно-силовых качеств находятся на недостаточном уровне.

Наиболее характерным при выполнении целостного упражнения метания малого мяча в ЭГ явилось стремление к проявлению скорости мышечного сокращения и связанного с этим напряжения. За основу принималась систематизация скоростно-силовых упражнений, которые подразделялись на две группы:

  1. упражнения, по характеру нервно-мышечных усилий и режиму в целом имеющие сходство со структурой отдельного движения;
  2. упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении основного движения.

Как видно из результатов, приведенных в табл. 2, различия в скоростных показателях более существенны и достигают 0,2 с (p <0,05). В скоростносиловых показателях (прыжок в длину с места) они также значительно выше в ЭГ. Разница составила 12,2 см (p <0,05).

Что касается развития плечевого пояса, то и здесь наметились существенные положительные сдвиги развития в ЭГ. Так, в метании набивного мяча различия достигли 4 м (p <0,05), в тесте «Выкрут – перевод гимнастической палки за спину» занимающиеся ЭГ также были значительно успешнее. Разница в прыжках в длину с места составила 11,2 см (p <0,05).

В исследовании установлено, что применение пофазового обучения метанию малого мяча дало возможность рационально перейти к совершенствованию техники метания гранаты.

Установлена эффективность структуры и объема нагрузок в ЭГ, что позволило рационально сформировать фазовую структуру метания малого мяча и в дальнейшем гранаты.

Темпо-ритмовая структура бросковых шагов и навыка перехода от разбега к броску формируется в ЭГ более эффективно при условии положительного переноса навыка перехода от разбега к бросковым шагам на более сложную структуру метания гранаты.

При проведении итоговых контрольных испытаний значительное количество испытуемых ЭГ (85%) перевыполнили нормативы в метании малого мяча на дальность.

При переходе к метанию гранаты было замечено, что испытуемые ЭГ более экономично и интенсивно выполняют движения в разбеге, переходе к бросковым шагам и отведении снаряда в исходное положение.

Занимающиеся КГ, набирая первоначальную скорость разбега, к отметке начала бросковых шагов гасят ее, старясь попасть на место начала бросковых шагов, что не позволяет им выполнить рационально фазу обгона снаряда ногами, уменьшая путь разгона снаряда.

Замечено, что формирование навыка метания малого мяча по фазам значительно повлияло на технику метания гранаты. Вместе с тем следует отметить, что при этом необходимо формировать функциональные и физические кондиции.

Экспериментально доказано, что эффективность формирования двигательных навыков в метании малого мяча находится в прямой зависимости от уровня развития физических способностей. Доказано, что единство физической и технической подготовки положительно повлияло на овладение темпоритмовой структурой метания малого мяча. В дальнейших исследованиях была разработана концепция интегральной подготовки, которая отражает системный, целостный характер выполнения метания малого мяча и гранаты.

В конце эксперимента при переходе на метание гранаты занимающиеся

ЭГ были значительно лучше подготовлены, чем занимающиеся КГ, по показателям специальной физической подготовки и метания гранаты на дальность. Занимающиеся ЭГ метнули гранату на 42–43 м, превысив норматив золотого значка, тогда как в КГ занимающиеся метнули гранату на 32–34 м. Разница составила около 10 м (p <0,05).

Выводы и рекомендации

1. При подготовке обучающихся в метании малого мяча на уроках физической культуры следует исходить из того, что у них имеются благоприятные предпосылки овладения метательными навыками. Подготовка в данном направлении должна сводиться к тому, чтобы сформировать навык в хлестообразном перемещении звеньев тела и умение использовать скорость разбега в финальном усилии.

2. Обучение метанию малого мяча следует строить поэтапно и по фазам.

На начальном этапе необходимо ставить задачи контроля и совершенствования уже приобретенных навыков, развития пространственной точности бросковых шагов и обгона снаряда ногами. На втором этапе осуществляется обучение более сложному способу метания, с формированием целостной структуры двигательного действия и дальнейшего развития физических качеств.

3. Установлено, что применение рациональной методики обучения навыку метания малого мяча с подбором адекватных (по возрасту и подготовленности) средств и методов может положительно повлиять на процесс формирования координационных способностей и в технике движений в метании гранаты.

Список литературы

  1. Губа В.П., Гапеев В.И., Никитушкин В.Г. Легкая атлетика: Учеб. методич. пособие для общеобразовательных школ. М.: Олимпия Пресс, 2006.
  2. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2008.
  3. Иванов Н.Д. Обучение метанию малого мяча в 4 классе / Физкультура вшколе. 1984. № 9.
  4. Giáo trình Điền Kinh , nhà xuất bản Thể dục Thể thao, 2014
  5. Lê Văn Lẫm - Phạm Xuân Thành (2008), Giáo trình TDTT trường học, Nxb TDTT, Hà Nội.