Проектно-исследовательская деятельность музыкального образовательного пространства в ДО

Абдыкадыров Асхат Абдыкадырович – аспирант Бишкекского гуманитарного университета имени К. Карасаева.

Научный руководитель: Токсонбаев Рыскелди Нурманбетович – доктор педагогических наук, профессор Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В статье указаны особенности и применение проектно-исследовательского метода, умение сопоставлять теорию с практикой и разностороннему рассмотрению заданной проблемы, во взаимодействии с окружающим социумом. Роль проектного мышления в музыкальном пространстве воспитанников. Ориентирование, самостоятельное овладение знаниями, в процессе проектной деятельности в дошкольном воспитании.

Ключевые слова: Структурирование, проектное мышление, музыкальное пространство, интеграция, мотивация.

Проектно-исследовательский метод охватил все сферы дошкольного образования, и занимает немаловажное место в развитии ребенка, в расширении и обогащении жизненного пространства воспитанников. Наблюдая результаты проектного метода, начиная с истоков его начала, можно убедиться в том, что любой из них лично взятых дает ожидаемые результаты, в любых видах деятельности.

Бесспорно, если задуматься каждый проект имеет свою конечную цель, структуру, схемы, мотивацию. Только имея четкий план действий можно добиться результатов, нужно уметь видеть конечную цель.

А для составления, отдельно взятого проектного метода, не следует упускать из вида возрастную группу воспитанников, их индивидуальные особенности, представление друг – друге, окружающий социум.

В проектном методе теория сходится вместе с практикой, совместно с практическими задачами сопоставляются умственные задачи, проводится структурирование содержательной части проекта, определяется последовательность действий. Проектный метод обеспечивает действие в определённой последовательности для достижения поставленной задачи, направляет к разностороннему рассмотрению заданной проблемы, предоставив участникам проекта самостоятельные способы приобретения новых знаний.

Каждый выполненный проект – это новые знания, полученные, в результате кропотливого исследования, в прямом смысле этого слова. Проводится самостоятельный детальный анализ, поставленной проектной проблемы, переход от элементарного к целостному.

В ходе выполнения участники находятся в поиске информации той или иной задачи, ищут различные источники, во всех областях знаний. Воспитанники самостоятельно ориентируются в музыкальном пространстве, развивается проектное мышление, обогащается творческое знания в разных областях. Познание музыкальной среды в дошкольном возрасте, связано с окружающим социумом, формируются определенные элементы этнического сознания.

Использование в проектном методе элементов этнической культуры создает благоприятную почву в развитии воспитанников, создает музыкальное пространство в области народного творчества, стимулирует самостоятельному изучению народных традиции, духовной культуры. В ходе проектного метода каждый ребенок включается в творческую деятельность, работают над поставленной задачей, используя свой опыт и знания из разных областей.

В конечной цели проекта воспитанники получают результат своей деятельности, и воодушевляются тем, что они могут достигнут чего-то своими силами, а именно применив свои знания и творческие способности и талант. Осознают, что знания применимы, они для чего – то нужны в жизни, а не бесцельно приобретены. Ничего не должно приобретаться просто так. Это диктуется необходимостью.

Применение проектного метода в дошкольном образовании продиктовано временем. Современные воспитанники отличаются от своих сверстников, постсоветского пространства: своими взглядами на жизнь, эрудицией, способностями. Они более раскрепощены, открыты, чем прежние дошколята. Пришло время больших перемен в области дошкольного образования: во всех сферах внедряются инновационные технологии, опробуются различные методики со всего мира.

Все это делается для благоприятного обучения и воспитания воспитанников, получения ранней профессиональной ориентации. С учетом всего, проектный метод осуществляет многие задачи: развивает творческую деятельность, профессиональной ориентации, связывает теорию с практикой, знания с реальной жизнью, социально ориентирует воспитанника, включает его в различные производственные и экономические процессы, способствует их осуществлении.

В процессе выполнения проекта воспитанник осознает свои способности, находит применение в той или другой области творчества. В этом заключается преимущества проектного метода

Таким образом, происходит межпредметная интеграция знаний, происходит обратная связь теории и практики, самостоятельное обучение к навыкам, самовоспитание в процессе проектной деятельности. В завершении проекта участники получают результаты своего исследования, созерцают плоды своего труда.

Каждый завершенный проект – новые знания и опыт. В процессе проектного труда дети осмысленно приходят к тому или иному открытию, жизненному опыту, который они осознанно приобрели, участвуя в проекте. Приобретенный опыт и знания с каждым проектом расширяется, пополняется, используется для дальнейшего использования в реальной жизни. Обучение не должно быть отдельно от жизни, не должно ограничиваться от окружающего социума. Наоборот, стремиться к тому, чтобы приносило пользу, нашло применение в жизни. Применение проектного метода вызывает интерес к познанию, коллективному труду, исследованию, самостоятельности и общественному делу.

В одной возрастной группе, одновременно можно поставить несколько задач, или же вести работу в индивидуальном направлении. Проектный – исследовательский метод не чужд и в музыкальном образований дошкольного учреждения. Дети с удовольствием занимаются музыкой: совместно составляют проект или несколько проектов, на различные музыкальные произведения, сказки, праздники, они увлеченно трудятся. Во время занятий можно предложить несколько проектов, разделив детей в группе на несколько маленьких групп, каждая группа работает над своим проектом, изучив и справившись с задачами, меняются проектами.

В ходе совместного изучения задач у детей развивается проектное мышление, они согласованно ищут способы для решения проблем, чтобы добиться результата. Для выбора задач проекта нужна совместная работа взрослых и детей. Во время выполнения задач дети находятся под руководством педагога, в нужный момент педагог направляет и координирует деятельность воспитанников. В основном, всех целей в выполнении задании дети должны добиться самостоятельно, изъявив свою инициативу при выборе методов и путей для его достижения. А педагог выполняет роль координатора проекта. Он предоставляет воспитанникам необходимый материал для участия в проекте.

Музыкальное воспитание требует творческих навыков, различных исследовательских методик. Для организации проектно – исследовательского метода на музыкальных занятиях важно владеть определенными видами творческой деятельности. В этом случае, воспитанники используют свои навыки по музыке, в решении проектных задач. А ранее на музыкальных занятиях особое внимание уделялось овладениями воспитанниками навыков (исполнительские, танцевальные, артистические) музыкального воспитания. Воспитанники изучали элементарные навыки музыкального воспитания заданный в рамках государственной стандартной образовательной программы. Одним словом, круг знании по музыкальному воспитанию был ограничен.

Сегодня современное дошкольное образование внедряет метод проекта в образовательный процесс. Применение проектного метода на занятиях музыки, направляет детей на исследовательскую деятельность, развивает познавательные и творческие навыки. В наш стремительный век эти качества помогают детям ориентироваться в поиске информации, развитию самостоятельного творческого мышления и использования, полученных знании в процессе проектной деятельности. Применение проектно - исследовательского метода в музыкальном воспитании дает возможность развивать и формировать у детей познавательные и творческие способности, сплачивает коллектив, устанавливает связь с окружающим социумом.

Список литературы

  1. Работы конкурсантов 2009 г. Е.А. Пеньковских. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике. - 2009 г.
  2. Щегленко М.В Проектные методы обучения 2012г.
  3. Игнатова И. Б, Сушкова Л. Н. Теория и практика общественного развития//Игнатова И. Б, Сушкова Л. Н. Проектные технологии как метод обучения: историко-педагогический анализ – 2011.
  4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник.- М.,1999
  5. Измайлов А.Э. Народная педагогика. – М., 1991
  6. Магауова А.С. Этнопедагогика в системе профессиональной подготовки учителя.- Семипалатинск , 2001
  7. Этнопедагогика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заве¬дений / Л.Н.Бережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240с.