Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Фам Фи Хунг – преподаватель педагогического колледжа Ба Риа Вунгтау, аспирант Московского педагогического государственного университета.

Фам Дык Хау – преподаватель Хошиминского педагогического технического университета.

Аннотация: В данной статье представлены проблемы современной семьи и физическое воспитание детей дошкольного возраста. В работе выделены основные аспекты такого взаимодействия. Автором аргументируется предположение, что ребенка можно очень многому научить, но делать все надо вместе с ним, тогда будет положительный результат.

Ключевые слова: Физическое развитие, семейный клуб, спортивные досуги и праздники, соревнования, здоровый образ жизни.

Физическое развитие человека начинается с момента зачатия. Как будет вести себя мама, какой образ жизни у нее будет, какая психологическая обстановка будет в семье в период беременности будущей мамы, так и будет развиваться малыш.

Вот он и появился на свет. Он сразу начал кричать и … двигаться.

Ребенок рождается с потребностью в движении. Через движения он познает мир. Развитие движений в раннем возрасте – залог двигательной активности старших дошкольников. Создание условий для активного и познавательного движения – задача для родителей. Но проблема в том, что современные родители, в большей своей части, не знают, что делать с ребенком. Молодые папы чаще всего самоустраняются от взаимодействия с ребенком до трех, а то и до пяти лет. Тем самым упуская период активного формирования ребенка. Давно уже доказано, что основное формирование человека происходит до 5 лет.

Физическим воспитанием детей до трех лет в настоящее время практически никто не занимается. Это период, когда малыши находятся в основном на домашнем воспитании, т.к. в дошкольное учреждение принимаются дети только с трехлетнего возраста.

На самом деле внимание физическому воспитанию необходимо уделять уже с первых дней. Раньше, когда не было памперсов, ребенка чаще пеленали, переодевали, то есть брали на руки, переворачивали, создавали условия для двигательной активности и естественного закаливания.

Сейчас, в эру памперсом, уже в раннем возрасте дети все больше предоставлены сами себе. Одна из мам как-то сказала в отношении 8-месячного ребенка: «Я подхожу к нему, когда он меня зовет». А когда зовет малыш? Когда он испытывает дискомфорт: мокрый, голодный, что-нибудь болит. Всё.

Когда же малыш подрастает и начинает активно двигаться, а еще и ходить… . Вот тут начинаются проблемы: не лезь, туда не ходи, не трогай. Все больше воспитание детей перекладывают на бабушек и даже прабабушек, которые просто чисто физически не успевают за скоростью малышей. Да и степень ответственности у них другая. Одно дело ребенок упал, ушибся, оцарапался у меня у мамы, другое дело: «Мне, бабушке, доверили ребенка, а я не уследила».

В результате получаем, даже при оборудованных детских площадках, что наши малыши боятся лесенки, не знают, что делать с мячом, а о таком инвентаре как обруч и не знают вовсе.

Вот гуляет семья с малышом, ребенок на велосипеде. Но – это модифицированная коляска. Ножки стоят на педалях, а мама или папа катят велосипед.

Другая ситуация: Мама выходит с малышом на улицу, дорожки мокрые, площадка еще не растаяла. Малыш рвется походить, а заботливая мама усаживает его в коляску: «Мы сейчас с тобой доедим до остановки и вернемся обратно, а ходить не надо – грязно». Мама выполнила свою обязанность – погуляла с малышом. А получил ли малыш от этой прогулки пользу?

Вот и подошло время, идти в детский сад. И мы в детский сад едим – на машинах, колясках, велосипедах-каталках. О естественном физическом развитии нет и речи. Нам всем надо все поскорее. А что ребенок? Разве есть дети, которые не ходят, не бегают. Сам научится.

Нет, не научится! Сейчас в детские сады поступают дети, которые ходить-то ходят, а вот бегать не умеют, подпрыгивать на месте не могут, ползать не умеют. И таких малышей с каждым годом становится все больше.

Если раньше они составляли 0,2–0,5%, то сейчас уже 1–2%. Казалось бы, процент небольшой, но при тенденции к росту – это показатель печальный.

В дошкольных учреждениях созданы условия для организации и проведения занятий по физической культуре, организации двигательной активности детей в повседневной жизни. Сейчас практически все дошкольные учреждения строятся не только с физкультурными зала и спортивными площадками, но и с бассейнами. Детские сады оснащены необходимым инвентарем и оборудованием, методическими разработками и примерными образовательными программами. Но, для организации физкультурно- оздоровительной работы нужны и квалифицированные специалисты.

В этом году приостановилась тенденция вывода специалистов по физической культуре из штата образовательных учреждений, но они все равно относятся к иным педагогам. Во многих образовательных учреждениях критерием оценки работы специалисты является участие воспитанников в спортивных мероприятиях, т.е. в соревнованиях, между дошкольными учреждениями, но не просто участие, а обязательная победа.

Однако, основная направленность работы инструктора (воспитателя) по физической культуре, – это приобщение дошкольников к здоровому образу жизни, к занятиям физической культурой всех дошкольников, которые посещают данное дошкольное учреждение. Инструктор по физической культуре организует не только повседневную работу с детьми, но и тесно взаимодействует с воспитателями и другими специалистами, ведет работу по привлечению родителей к активным занятиям физической культурой с детьми. Для этого проводятся открытые занятия, консультации, тренинги и мастер- классы для родителей.

У нас в детском саду есть такая форма работы как семейный клуб «Здоровый малыш!». Ребятишки вместе с родителями под руководством педагога занимаются физкультурой. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Цели и задачи работы Клуба: создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами; активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей; повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей; повышать психолого-педагогическую культуру родителей; развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

Наш семейный клуб начал свою работу в 2016 году и изначально функционировал для групп раннего возраста (тогда в наше дошкольное учреждение поступали дети с двух лет). Сейчас семейный клуб включает в себя все возрастные группы. В каждой группе в работе клуба принимают участие от 30 до 80% родителей. В этом году родители вновь поступивших малышей на приглашение на занятия в семейном клубе практически не откликнулись: «У нас нет времени». Хотя занятия проводятся два раз в месяц во второй половине дня, так чтобы было удобно родителям.

Малыш учится жизни по примеру. Но не всегда современные родители компетентны в решении вопросов по физическому воспитанию.

Ребенка можно очень многому научить, но делать все надо вместе с ним,

тогда будет положительный результат.

Готовы ли наши родители вообще показать пример своим детям?

Ситуация такова, что мамы не стесняются сказать, что не занимаются физической культурой и не любят её, но стесняются встать рядом с детьми и сделать зарядку или выполнить простейшие упражнения. А папах и говорить не приходится. Из того числа родителей, что приходят на занятия в семейном клубе мужчины составляют не более 5%: «Зачем я туда пойду, там одни мамы». А то, что ребенок получает от таких занятий массу положительных эмоций и впечатлений, много новых навыков и умений, да еще они будут закреплены в домашних условиях.

Взаимодействие с родителями происходит не только в рамках семейного клуба, но посредством консультаций по вопросам физического воспитания и развития детей, проведения открытых занятий по физической культуре и плаванию, проведения совместных досугов и праздников по физкультуре и здоровому образу жизни.

Если вернуться к занятиям семейного клуба, то можно отметить интересную вещь: придти и посмотреть, что будут делать дети, дадут им стихи или роль время находят практически все родители, а вот найти время для занятий со своими малышами очень трудно.

Еще одной из форм привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни является организация творческих и фото выставок таких как «Мой спортивный мир», «Зимние забавы» и др.

Старшие дошкольники готовы не только принимать участие в физкультурных мероприятиях внутри детского сада, но и участвовать вмассовых мероприятиях на уровне межрайона, округа и города. Спортивные и физкультурные праздники между дошкольными учреждениями на уровне межрайона проходят с привлечением родителей. Эти мероприятия организовываются в выходные дни, чтобы родители могли придти и поддержать своих дошколят. Однако, и тут не все родители готовы найти время для посещения таких мероприятий., а у детей пропадает возможность принять участие в составе команды дошкольного учреждения. Помогают в укреплении семьи такие спортивные мероприятия как «Папа, мама, я – спортивная семья» с участием всей семьи; веселые старты «А ну-ка, мамочки», где принимают участие мамы, а папы и дети за них активно болеют.

Всё выше перечисленное является отличной пропагандой здорового образа жизни, воспитания потребности в активном движении. Но родители, которые сами не ведут активный образ жизни, не готовы приобщить ребенка к активному движению.

Одним из острых вопрос является действия медицинского персонала детских поликлиникпо физическому развитию детей дошкольного возраста. Постановка и снятие медицинских диагнозов. Освобождение детей разных возрастов от занятий по физической культуре. Влияние медицинского персонала на отношение родителей к физической культуре детей. К большому сожалению, врачи детских поликлиник не знают, кто, что и как делает с дошкольниками на занятиях по физической культуре. Отсюда и освобождение от занятий по физической культуре уже в младших группах детского сада, где продолжительность занятия 15 минут, а основные задачи – становление основных движений; развитие координации движений; развитие правильной осанки; профилактика плоскостопия. А родители, конечно же, доверяют врачам. Да они доверяют и педагогу. Но встают перед выбором, кому доверить больше. И опять мы возвращаемся к тому, что родители, которые сами не ведут активный образ жизни, не готовы приобщить к этому и ребенка.

В тоже время надо отметить, что есть и другая категория родителей, которые готовы отдать своих детей в спортивные секции уже в три года. И не просто спортивные секции, а обязательно к именитым спортсменам. «У Вас примитивные занятия, а там тренирует заслуженный мастер спорта».

«Моему ребенку необходимы занятия, чтобы он выплескивал свою энергию, а то я с ним не справляюсь». Это в то время, когда ребенок просто требует к себе внимания мамы. А если уж и нужны занятия такому ребенку, то они должны быть не возбуждающими, а успокаивающие, т.к. у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. И чем младше дошкольник, тем ярче это проявляется.

За долгие годы работы с детьми дошкольного возраста и взаимодействия с их родителями можно сделать вывод, что дети, в чьих семьях родители уделяли и уделяют должное внимание физическому воспитанию, растут более уверенными, самостоятельными, легко социализируются. При этом родители не просто отводят дошкольников на те или иные занятия, а сами принимают активное участие в спортивной жизни малыша: совершают пешие и велосипедные прогулки, вместе осваивают самокаты и ролики; в зимний период катаются на лыжах, коньках, осваивают горные склоны. В дальнейшем эти ребята добиваются и хороших спортивных результатов, выполняют разрядные нормативы в выбранном виде спорта. А заложено это было в семье, в дошкольном возрасте. Благодаря тесному сотрудничеству семьи и дошкольного учреждения у мальчишек и девчонок накопился богатый запас двигательных умений и навыков, который и помогает им реализоваться в спорте.

Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром.

Очень хотелось бы, чтобы девизом как можно большего количества жизни наших сограждан стали слова: «Движение – это жизнь» и «Жизнь наша в движении».

Список литературы

  1. Айшат, К.Д.; Владимир Н.Ш. «Как сохранить здоровье». – Режим доступа:http://www.nnrе.ru/mеdicinа/sprаvоchnik_pо_uhоdu_zа_bоlnymi/p14.php:(дата обращения: 21.02.2017).
  2. Айрес, Ж.К. 15 минут с ребенком: Шпаргалка для родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 24 с.
  3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье. – М. : Просвещение, 1987.
  4. Анохина, И.А. Закаливание организма ребенка в ДОУ и семье / И.А. Анохина. – М. : Издательство «Аркти», 2010. – 112 с.
  5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет». – М. : Издательство «Аркти», 2002.

Интересная статья? Поделись ей с другими: