УДК. 159.102

Формирование личности школьника во время практики

Асаналиева Чынара Ниязалиевна – старший преподователь кафедры Филологического и социально-экономического образования Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В данной статье рассматривается цель практики, роль формирования личности школьника, формы и методы воспитания при обучении в педагогической практике. Выведены, что для успешного решения этой задачи от учителя требуется умение непосредственно применять на практике научные и методические знания, интерактивные учебные планы и программы, улучшить педагогические подготовки будущего учителя.

Ключевые слова: Педагогика, практика, предмет, цель, метод, форма, личность, организатор, воспитания, эмоциональность, образ.

В педагогическом факте мы наблюдаем действительное единство и взаимодействие деятельности и ребенка и учителя. Содержанием педагогической практике и предметом ее исследование являются лишь процессы «целенаправленного формирования личности» Т. е. воспитание. И так педагогика есть наука о воспитание, обучении а воспитание-это целенаправленное формирование личности или организованное развитие человека. Цель практики-это то начало, которое определяет общее направление, содержание и в известной степени даже формы и методы воспитания обучения, раскрывает социальное лицо.

В данной статье мы ставим перед собой цель рассмотреть формировании личности школьника во время практики. Современное педагогика не просто обосновывает формы и методы работы учителя, а ведет за собой педагогическую практику, не просто учитывается в исследованиях педагогов и методистов, а служит своеобразным компасом, направляющим педагогические исследования по наиболее перспективным путем. Успехи учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития школы связанно всего с внедрением в педагогическую практику новейших достижении педагогической компетенции. Следовательно, каждый шаг практики учителя должен быть шагом цели. В данное время учебное заведения области накопили большой опыт воспитания у студентов профессиональной деятельности, сознания общественной значимости труда учителя.

Именно в учении как в основном виде деятельности проявляются, развиваются и закрепляются различные свойства личности учащегося. Практический опыт и теория, взаимно сочетаясь и обогащая друг друга, формирует деятельную личность способную не только ориентироваться в окружающей жизни, но и переделывать внешний мир по своим потребностям. Принцип связи теории с практикой находит так же свое выражение соединение обучения с производительным трудом. Общественной работой учащихся, что обеспечивает воспитание трудовых и гражданских качеств, развитие в общественно активности. В то же время следует подчеркнуть, что практика является сложным процессом. Учители и ученики далеко не достигают полного взаимопонимания. Все это вызывает серьезные трудности в обучении и воспитании ученика в формирование нравственных черт личности. «Чтобы более успешно решать задачу подготовки школьников необходимо учителю постоянно совершенствовать содержание и методы обучения, находить более эффективные пути образовательного воздействия на личность учащегося. Всегда учителю актуальны были проблемы связанные с учебно – воспитательной работой школы» [2, с. 52].

Как сказала С.А.Гольдина: «Не целесообразно начинать педагогические практики с очень сложных форм деятельности, т.е. недостатки знаний и опыта могут привести к некоторым педагогическим неудачам» [4, с. 45]. Разработка задач и методов развивающего, программированного, проблемного и воспитывающего обучения подчинена, на наш взгляд, единому направлению совершенствование учебного процесса, которое чаще всего выражается в виде своеобразного лозунга - учить школьника учиться. Если мы действительно научим школьника учиться, то в период школьного обучения каждый ученик сможет работать в полную меру своих сил и возможностей [5, с. 4]. И так, будущий учитель должен уметь прежде всего учить школьника учиться. Для успешного решения этой задачи от учителя требуется умение непосредственно применять на практике научные и методические знание. Новые учебные планы и программы, на которые переходят, в настоящее время, педагогические вузы дают хорошие возможности значительного улучшения педагогической подготовки будущего учителя. С.А. Гольдина в своем так называемой статье «О структуре педагогической одаренности» подчеркнула следующие способности учителя: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, организаторские способности, простота ясность, убедительность речи, образность речи, эмоциональность, самообладание, как черта характера учителя [4, с. 35].

Надо полагать, что индивидуальное своеобразие способов и приемов, которыми пользуется учитель в своей деятельности, объясняется в частности своеобразием группы высоко - развитых способностей. Иначе говоря, каждый творческий работающий учитель постоянно находит то индивидуальное своеобразное сочетание приемов и методов работы, которые является для него оптимальным, позволяет ему достигнуть высокой продуктивности труда. Формируя свой индивидуальный стиль деятельности, человек естественно опирается на наиболее сильные качества своей личности. По мнению Н.П. Ерастова «распределенность учебного материала есть фактический его расположение по годам обучения в соответствии с задачами учебного процесса и возрастными возможностями школьников. Необходимость обработки учебного материала по этому признаку очевидно, хотя и в данном случае методисты вынуждены чаще полагаться на личный опыт и традиции» [8, с. 15].

Этому служат преподавание педагогических дисциплин, система педагогической практики, разнообразной формы интерактивных занятий. Встречаются слабо подготовленные учителя. Педагогические учебные заведения ежегодно выпускают педагогических кадров, но сотни выпускников не работают по профессии, а выбирают другие отрасли. Практика эффективно повышает качество знаний студентов. Для успешной цели педагогической практики должна быть разработана система постепенно усложняющихся педагогических заданий по учебно-воспитательной работе направленных на развитие педагогической наблюдательности и педагогического воображения, умения ясно и убедительно излагать свои мысли и других специальных педагогических способностей.

Учитель может стать компетентным, обладая педагогическими способностями. Главное условие компетентности, конечно активная педагогическая направленность, глубокая склонность к работе со школьниками. Проведенный А.Г. Ковалевым анкетный опрос учителей – практиков о диагностике способностей учащихся показал не только разноречивость в понимание сущности способностей, но и значительные расхождения в критериях определения способностей [6, с. 1]. По его мнению, учет в практике обучения только интересов или только способности учащихся обеспечивают повышение уровня овладения знаниями и умениями, наращивание элементов самостоятельности и творчества. Поэтому в практике учителя важно не только выявить интересы и способности учащихся и степень их соответствия, но и брать курс на сближение синхронизацию их, что является важнейшей предпосылкой творческого обучения.

Исходя из данного исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. Для работы учителя, деятельность которого протекает в непрерывно изменяющихся и неповторимых ситуациях очень желательно быстрая сообразительность, находчивость.
  2. Особо значительным является изменение место и роли психологии в общей системе психолого - педагогической подготовки учителя.
  3. Шире привлекать студентов к научно – исследовательской работе по проблемам педагогики.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.1968.
  2. Вавилов Ю. П., Психологические проблемы формирования личности школьника в обучении. Ярославль. 1972. С.52
  3. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. М.1956.
  4. Гольдина С.А. О структуре педагогической одаренности. Тюмень 1968. С. 35.
  5. Карпов В.В. Психологическая подготовка учителя на современном этапе развития школы. Ярославль. 1972. С. 4.
  6. Ковалев А. Г. О структуре способностей к изобразительной деятельности. Ленинград. 1960. С.1
  7. Фоменко Л.Н. Экспериментальное изучение устойчивости переключения внимания взрослых. Л.ЛГУ.1967.
  8. Ерастов Н. П. Формирование рациональных приемов познавательной деятельности школьника. Ярославль. 1972. С. 15.