УДК. 159.102

Психологическая компетентность учителя на педагогической практике

Асаналиева Чынара Ниязалиевна – старший преподователь, кафедры Филологического и социально-экономического образования Педагогического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына.

Аннотация: В данной научной статье анализируются проблема того, что учителя в обучении своей практике не обращают к психологической теории и на улучшение психологической подготовки в своих компетенциях. Выводами данной работы стужит то, что в средних школах и высших учебных заведениях надо значилельно улучшить качества психологической подготовки педагогов.

Ключевые слова: Практика, психология, факты, гипотезы, осмысления, дидактика, педагогика, эксперимент, учитель, формирование.

Сегодня педагогика представляет собой весьма сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой соственный объект и предмет исследования. Один из них – это психология.

Задачей психологической подготовки учителей служит следующее: будущему учителю школы давался некоторый минимум психологических сведений, не обходимых для обоснования форм и методов с учащимся, а не для самой работы с учениками.

C вопросом о развитии учебных и профессиональных интересов школьников связана еще одна весьма актуальная, психологическая проблема. Развитие познавательных потребностей и интересов учеников связано с формированием мировоззрения, т. е. устойчивой системы взглядов и суждений об окружающем и о самом себе. Многочисленные беседы с преподавателями школ показывают, что значительное число учителей в своей практике до последних лет не обращалось к психологической теории.

Данные учебные планы и программы в педагогических вузах дают хорошие возможности улучшения психологической подготовки будущего учителя. Если раньше психология изучалась только на первом курсе, то теперь на втором курсе выделяется общая психология. Особо значимым является изменение место и роли психологии в общей системе психолого - педагогической подготовке учителя. Ученные Г.А. Мурашев и Ю.П. Вавилов подчеркнули, что для успешной реализации этого принципа необходимы, совместные усилия психологов и дидактов по разработке системы научно – обоснованных, удобных для усвоения, правил познавательных действий (правила восприятия, запоминания, осмысления, усвоения, передачи и применения знании), к сожалению, пока такой системы пока нет [3, с. 59].

При такой практике учитель – практикант в начале получает некоторую сумму исходных, психолого-педагогических знании, которые затем последовательно дифефренцируются.

В практике работы школы были попытки непосредственного ознакомления учащихся с общенаучными методами познания (посредством курсов логики и психологии).

«Поэтому так важно вместе с обучением самостоятельным умственным действиям приучать школьников и к самостоятельному поиску истины, воспитывать стимулы творчества в любом его проявлении, иначе усвоенный прием не найдет своего применения. Самостоятельное творческое мышление является необходимым качеством, без чего немыслим прогресс вообще, и развивать его следует не во вторую очередь, а совместно с решением вопросов перестройки процессов обучения. Каждый учитель исходит из своей модели явления жизни, и процесс обучения пойдет успешнее тогда, когда его модель будет соответствовать той, которая сложилось в голове ученика» [4, с. 32].

Всякому учителю известно, что научить школьников решать задачи очень трудно для учителя - практиканта. Ю. К. Корнилов в своей статье убеждает, что всякий учитель стремится совершенствовать свое педагогическое мастерство, ищет новые приемы, знакомится с передовым опытом других учителей и стремится его использовать, однако при этом учитель сталкивается с большими трудностями, то что прекрасно работает у других, не редко не получается у него. И это не случайно, а закономерно. Нельзя в педагогике руководствоваться рецептами, построенными по схеме, если встретишь такую трудность, то действуй этак. Учитель должен хорошо представлять себе психологические процессы [2, с. 39].

Практика экспериментального обучения показывает, что для учеников полезны элементарные логико-психологические правила средней меры обобщенности:

  1. Продумайте план наблюдения;
  2. Смените точку зрения и оцените факты по - новому;
  3. Сложный материал запоминайте по частям, выделяйте смысловые вехи;
  4. Определите цели восприятия;
  5. Подберите факты;
  6. Cравните полученные вами выводы с известными фактами, теориями, гипотезами [5, с. 26].

К сожалению, на практике это далеко не всегда учителю известно, что научить школьников решать задачи очень трудно. Удивительно то, что обычно учитель сам умеет решать сложные задачи, но передать свое умение не в состояние, не знает, в чем это умение заключается и как он сам думает, решая ту или иную задачу. Тем более учителю не известны ходы мысли ученика при чтении, обдумывании, решение задач. Необходимо четко представлять цель обучения и воспитания – формирование психологические навыки школьника. Формировать нужно не отдельные свойства, а одновременно личность в целом. Обучение должно быть тесно связано с общественно - деятельностью учащихся, с формированием их личных качеств, с задачами жизненного и трудового самоопределения школьника. По мнению Г.А. Мурашева, особое значение, для достижения высокой эффективности школьной практики имеет значение психологических условий, обеспечивающих наивысшую точность восприятия мировоззрения и длительную устойчивость внимания. Не даром, опытные учителя – практиканты всегда обращают особое внимание на начало урока, сообщение темы, психологический поставленный ввод в тему методические приемы, стимулирующие деловые настроение каждого учащегося. Н.Н. Андраева в своей работе подчеркнула: «В педагогической практике дидактики ее нижним порогом психолого - аналитических срезов обычно являются не психические процессы, которые скоротечны и спонтанны, часто зависимые от случайных обстоятельств, а это психическое состояние [1, с. 82].

Итак, в средних школах, в высших учебных заведениях необходимо значилельно улучшить качества психологической подготовки педагогов. Для решения данной задачи имеются необходимые инновационные условия.

Список литературы

  1. Андреева Н.Н. Некоторые психолого-дидактические предпосылки самостоятельности и творчества в обучении. Тюмень. 1968. С. 82
  2. Корнилов Ю.К. Процессы понимания и формирование навыков решения мыслительных задач. Ярославль. 1972. С. 39.
  3. Мурашев Г.А, Вавилов Ю.П. Педагогическая психология и школьная практика. Ярославль. 1972. С. 59.
  4. Рыбакова М. М. Развитие творческого воображения в учебной деятельности младшего школьника. Ярославль. 1972. С. 31.
  5. Ерастов Н.П. Формирование рациональных приемов познавательной деятельности школьника.Ученые записи №90.1972. С.26.

Интересная статья? Поделись ей с другими: