Внутрифирменное обучение как технология развития кадрового потенциала организации

Ермоленко Юлия Владимировна – студент-магистрант Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме внутрифирменного обучения персонала, как технологии развития кадрового потенциала современной организации. В статье рассмотрено понятие внутрифирменного обучения, проанализированы основные виды и методы внутрифирменного обучения персонала.

Ключевые слова: Внутрифирменное обучение, кадровый потенциал, методы внутрифирменного обучения персонала, виды внутрифирменного обучения.

На сегодняшний день любая организация уделяет большое внимание внутрифирменному обучению, как главной технологии развития кадрового потенциала.

Наиболее характерной чертой внутрифирменного обучения персонала на современном этапе развития организации является то, что оно объединяет в себе два процесса, а именно целенаправленное обучение сотрудников и улучшение их профессиональной деятельности. Внутрифирменное обучение персонала позволяет без отрыва от работы развивать знания, умения, навыки сотрудника, повышать его профессиональный уровень [1].

Таким образом, актуальность внутрифирменного обучения обусловлена тем, что сотрудники определяют конкурентоспособность организации и его эффективность. Поэтому для постоянного повышения профессиональных навыков и знаний сотрудника, современные организации все чаще используют, разработанную ими, программу обучения сотрудников, не отрывая от производства [3].

На рисунке 1 представлены виды внутрифирменного обучения.

Рисунок 1. Классификация внутрифирменного обучения персонала.

Итак, рассмотрим кратко каждый вид внутрифирменного обучения персонала.

Профессиональная подготовка сотрудников подразумевает обучение персонала, которое необходимо для приобретения профессиональных навыков и основ в процессе осуществления своей деятельности в организации[2].

Повышение квалификации персонала является кадровой технологией, которая подразумевает усовершенствование знаний и навыков сотрудника в связи с повышением должности или ростом требований к его профессии.

Переподготовка персонала – это освоение новых каких-либо знаний и умений для освоения новой профессии или должности, занимаемой в организации [2].

Прежде чем проводить внутрифирменное обучение происходит анализ в его потребности. Далее проводится формирование бюджета для проведения внутрифирменного обучения, определяются цели обучения, назначается ответственный за проведение внутрифирменного обучения. На основе поставленных целей обучения и потребности, разрабатывается план и программа обучения. После проведения внутрифирменного обучения персонала, проводится оценка его эффективности. А в конце прохождения обучающей программы, выдается документ подтверждающий прохождение обучения, с указанием модуля и часов, затраченных на обучение, причем это все происходит в электронном режиме, что дает возможность экономить время и ресурсы.

Что касается методов внутрифирменного обучения персонала, то организации используют различные технологии развития персонала. К наиболее популярным методам обучения сотрудников внутри организации являются: лекции, видеолекции и видеоуроки, различные видео-конференции, наставничество, групповые методы обучения, различные тренинги. Также применяются деловые игры, которые максимально приближены к условиям должности сотрудника.

Крупные организации, имея большой бюджет на развитие кадрового потенциала, применяют корпоративные сайты для внутрифирменного обучения, где хранятся различные учебные материалы для сотрудников, где сотрудники могут проходить различное тестирование и т.д.

Таким образом, внутрифирменное обучение является ключевым элементом в системе кадрового потенциала современных организаций.

Список литературы

  1. Кабаева Р.Р. Анализ системы внутрифирменного обучения персонала в организации // Педагогика и психология: перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф.– Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 23-27
  2. Капкаева И.В. Подходы к изучению внутрифирменного обучения в условиях корпоративной системы образования // Весенние психолого-педагогические чтения. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой. Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет" (Астрахань). – 2017. – С. 23-27.
  3. Рудинова Ю.И. Методы внутрифирменного обучения персонала на предприятия индустрии гостеприимства // Эффективное управление в гостиничном и ресторанном бизнесе: теория, практика, подготовка кадров. Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург). – 2017. – С. 29-42