Возраст в философии

Султанаев Мгрдич Аркадьевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Савицкий Александр Сергеевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета

Аннотация: Статья посвящена вопросам взросления, а именно, что значит быть взрослым, причины инфантильности, старение человека, может ли человек что-то изменить в возрасте. Концепции возраста, инфантилизм и парадоксальность возраста.

Ключевые слова: Счастье, возраст, культура, жизнь, детство, отрочество, молодость, зрелость, старость.

Человеческая жизнь, как известно, делится на возрасты. Философы начали говорить о возрасте еще в древности, и это не удивительно. Возраст трудно обойти молчанием. А вот то обстоятельство, что возраст как таковой и отдельные возрасты европейскими философами не тематизировались, заставляет нас задуматься о причинах невнимательности. Анализ возраста в философии стал появляться недавно, в последние пятнадцать-двадцать лет. Сначала появились исследования, посвященные отдельным возрастам, а потом и первые опыты построения философской теории возраста. Древние мыслители не рассматривали отдельные возрасты как отдельные миры. Обычно они интересовались возрастом по ходу обсуждения вопросов, связанных с жизнью государства, а также в связи с вопросами этического плана.

Каждый возраст античные мыслители характеризовали через соотнесение с общим устройством космоса и человеческой природой, определяемой им.

Мысль о возрасте Средневековых философов совпадает с античной в том отношении, что она рассматривает человека не из него самого, а из «другого». Но это «другое» понимается античной и христианской мыслью по-разному. Если в античности «другое» – это космос в целом, то в христианскую эпоху – это Бог, сотворивший мир.

Православных мыслителей интересовал человек, исцелившийся от последствий грехопадения, пришедший к Богу и уподобившийся ему. Постижение человека в этом мире предполагает его сопоставление с Богочеловеком. Средневековое искусство исходило из образа преображенного, просветленного духом человека. На иконах можно видеть его зримый образ: с таким человеком и сопоставлялся обыденный человек, человек падший, не исцеленный.

Движение философской мысли в направлении, открывшем возраст для самостоятельного исследования, происходило несколько веков, на протяжении которых возрасты и возрастная динамика рассматривались через представление о «человеке вообще», через представление о вечной сущности, которая разными мыслителями понималась, разумеется, по-разному.

Со временем вопрос об возрасте приобрели острый, даже болезненный характер. Что значит быть взрослым? Что понимать под взрослостью? Каковы ступени взросления? В чем причины инфантильности в поведении людей, которые перевалили за двадцать, тридцать, а то и за сорок лет? Когда и как начинается старение и в чем оно состоит? Может ли человек что-то делать со своим возрастом? Как должны относиться к старости общество и государство? Поиск ответов на эти и многие другие вопросы ведут учёные разных дисциплин. Но сегодня стало очевидно, что без философии решить эти и многие другие проблемы уже невозможно. Возникла потребность в философии возраста, и философы прикладывают все усилия для того, чтобы эту потребность удовлетворить.

Время бесконечно, а мир вечен – такова Первая концепция понимания истории. Такой концепции исторического времени в философии возраста соответствует идея переселения душ: душа человека снова и снова возрождается после смерти, проживая всё новые и новые жизни, и так – без конца. Мысль бессмертия души, входящей в сферу интеллекта, по Канту, (наряду с целостностью мира и бытием Бога ) построена на идее линейного времени, которое сквозь собственную беспредельность выходит за рамки времени, делается по ту сторону времени.

Вторая концепция понимания истории последовательно проведена в Библии и, без сомнения, может быть названа библейской. В ней рассматривается абсолютное начало мира, связанное с «творением мира из ничего», и неизбежность его абсолютного конца.

Из этой второй концепции следует постоянное и напряженное человеком ожидание неотвратимости смерти. Возраст человека понимается так, что если после смерти и возможна иная жизнь человеческой души, то это будут совершенно другие формы существования, которые никак не могут быть даже сопоставлены с жизнью на земле.

В проблему возраста в обязательном порядке входит момент не только смерти, но и бессмертия. Последнее моделируется линейным периодом, уходящим в беспредельность и снимающим время вообще.

Время всей человеческой жизни организуется пятью циклами. Каждый возрастной период – это целый цикл, вмещающий все фазы развития. Пять возрастов человека циклически переживают пять фаз. Например, фазу молодости претерпевают все пять периодов: молодость детства, молодость отрочества, молодость молодости, молодость зрелости, молодость старости. В каждом возрасте есть свое соответствие самому себе: детство детства, отрочество отрочества, молодость молодости, зрелость зрелости, старость старости.

Каждый возраст можно до бесконечности делить на подпериоды, подподпериоды и так далее. Стоит ли это делать? Но ответ на этот вопрос до сих пор не найден.

По мнению древних философов Большой жизненный цикл от нуля до семидесяти лет делится на два основных этапа – восходящий и нисходящий, а кульминацией, точкой поворота от одного к другому, является возраст тридцать пять лет.

Восходящий этап называют еще этапом "молодости", так как до тридцати пяти лет постепенно раскрываются все жизненные силы и потенциалы. Основные цели, которые ставятся до тридцать пяти лет, чаще всего связаны с решением задач социального плана - образование, взаимоотношения, брак, материальное благополучие, семья, карьера, общественный статус.

Проблема этого периода, становится причиной серьезных ошибок и упущений, – суета или наоборот, отсутствие глубоких и сильных внутренних переосмыслений, которые могли бы изменить дальнейшую судьбу человека.

После тридцати пяти лет, с началом нисходящего этапа, человек физиологически меняется, а динамичности, выносливости, энергии, юношеского пыла и азарта становится все меньше и меньше. Многие не верно думают, что это начало внутреннего старения, не понимая, что это – великий шанс для нелегкого, но коренного изменения жизни. Сейчас же все силы и все развитие человека направлены в глубины его души. Он должен посмотреть самого на себя и на окружающий мир другими глазами, открыть то, чего раньше не видел и не понимал, и, меняясь соответственно, выработать новые, более серьезные и глубокие критерии. Такова задача этого этапа.

Не невзначай специалисты по психологи беседуют о тяжелейшем упадке среднего возраста и в то же время о способности внутреннего возрождения и возобновления. Задачка перед человеком стоит не из не тяжелых: он обязан выразить все духовные, интеллектуальные и креативные потенциалы, которые уже созрели в его внутреннем мире и настоятельно просят переустройства в действительность. Это касается всех сторон жизни: работы, взаимоотношений, планов, семьи, творчества, грез и стремлений души.

Возраст – понятие конкретное, но в то же время и относительное. Смысл, который вкладывает в него человек, зависит от того, что он считает главным в жизни.

Для многих возраст – это «количество лет от рождения», подтверждающее, что физическое тело постепенно, но безостановочно стареет, и если человек видит свое счастье в том, чтобы подольше выглядеть молодым и красивым, то его счастье будет недолгим: даже лучшие пластические хирурги рано или поздно оказываются бессильными перед могущественными законами Природы.

В природе бывает затянувшаяся весна, неспешащая перейти в лето, то тем более бывает и затянувшееся детство. Одной из особенностей динамики возраста является инфантилизм – незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих будущим возрастным этапам, может сопутствовать человеку и в отрочестве, и в молодости, вплоть до глубокой старости. А бывают, напротив, генильные дети и отроки, с печатью преждевременного старчества на лице, с морщинами на лбу и печатью недетских раздумий.

Еще одна особенность возрастной динамики – парадоксальность. Пожилой человек бывает моложе и непринужденней юных. Прежние возрасты в нем не только продолжают жить, они периодически становятся лучше, а порой даже впервые по-настоящему пробуждаются, когда их время, казалось бы, давно прошло. Исходя из этого выделяют два типа людей: подвозрастный и надвозрастный тип. Один всегда соответствует своему фактическому, а другой – психическомувозрасту. От подвозрастного человека следует отличать надвозрастного, застывшего навсегда в какой-то стадии, ему изначально присущем. Уже говорилось, что некоторые люди всю жизнь ухитряются прожить почти младенцами, или почти стариками. “в расцвет лет”, меняя только физический возраст, но постоянно пребывая в одном возрасте.

Иногда бывает, что не совсем даже ясно, кто перед тобой: пятидесятилетний мужчина или двадцатилетний молодой человек: по словам – ему пятьдесят, по пожатию руки – двадцать, а выражению глаз – пятнадцать. Это многовозрастный человек. Молодея лицом, он может стать старше себя по манере или же смыслу речи. По мере старения в нем может пробуждаться юноша, каким он никогда не был, или даже подросток.

Человек живет одновременно в двух возрастах: социокультурном и биологическом. Социокультурный возраст, связывает с временем жизни общностей, в которых он существует, а биологический определяет привязанность человека к его циклу проживания. Связь возраста человека с временем жизни той или иной общности дает нам понятие поколения. Переживая себя как принадлежащие к поколениям, мы утверждаемся в своем единстве с обществом и создаем условия возможности преодоления своего биологического возраста.

Таким образом, возраст это:

  1. Прежде всего, измерение человеческой жизни численностью прожитых лет.
  2. Возраст постоянно напоминает нам о смерти, а вследствие того с переживанием собственного возраста очевидно или же тайно связан экзистенциальный испуг.

Список литературы

  1. Философия возраста. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/PhilosophyOlder_JS, свободный.
  2. Эпштейн М. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов//Бюллетень сибирской медицины, 2006 Т.5.No5.с.48-57.
  3. Михаил Эпштейн. К философии возраста. Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/4/ep12-pr.html, свободный.
  4. Возраст в истории европейской философии (историческое введение в философию возраста). [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pandia.ru/text/80/055/26128.php, свободный.
  5. Елена Сикирич. Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.manwb.ru/articles/philosophy/filosofy_and_life/PhilosophyOlder_JS, свободный.
  6. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  7. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: