УДК 159.922.6

Возраст и чувства

Гайдуков Николай Игоревич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Кущий Дмитрий Сергеевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В статье описываются чувства и эмоции, которые переживает человек на протяжении всей его жизни. В статье приводятся уникальные особенности их выражений.

Ключевые слова: Чувства, человек, эмоции, возраст, жизнь.

В каждом возрасте человек осознаёт себя по-разному и во время своего развития он изменяет свою восприимчивость к миру. Он растёт и меняется, меняет своё окружение, свой социальный статус. На своём пути встречает преграды и трудности. Эти трудности часто порождают эмоции и чувства. Они двигают человека в направлении его интересов и желаний. Они помогают определиться с тем, что хочет и может человек. Само чувство можно понимать, как совокупность воли, культурности и желаний, направленных на удовлетворение потребности.

В первый раз мы сталкиваемся с чувствами, когда рождаемся. Не зная слов, мы взаимодействуем с миром на интуитивном уровне. В первые ребёнок использует эмоции, когда ему что-либо мешает или он не удовлетворён. Отрицательные эмоции, выраженные паническими действиями, например, плач и слёзы выполняют защитную функцию, значащие проблемы, испытываемые малышом. Реакция взрослого на выражения чувств ребёнка проявляется путём заботы и создания уютных условий для него. Дети познают хорошее и плохое пытаясь выражаться эмоциями — это основа опыта, определяющего будущее развитие детской психики. Дети, получая эмоциональный опыт используют его в повседневной жизни и перестают бояться того, что раньше вызывало у них страх. Эмоции помогают детям двигаться в направлении познания общения с миром, развития собственной коммуникабельности. Ребёнок нуждается в положительных эмоциях не меньше чем в еде, воде или воздухе. Вскармливание детей грудным молоком — не просто питательные вещества для ребёнка, это также и родительская связь с матерью, которая не проявится лучше в каких-либо других ситуациях. Любовь матери трансформируется, выражая неведанные раннее впечатления для мамы и её ребёнка заметно меняя атмосферу вокруг них, создавая людские отношения, в которых и развивается личность. Младенец пытается реагировать на ситуацию не зная слов. Ребёнок различает состояния людей находящихся рядом с ним и на их основе понимает кто спокоен и весел, а кто рассержен и напряжён. Он старается читать атмосферу рядом с собой чтобы понимать, как действовать. Чувства маленьких детей идентичны взрослым. Они не понимают слов, значащих настроение или действие, но познают их опираясь на происходящее вокруг них.

В подростковом возрасте человек начинает основывать свои чувства на своих физических возможностях. До этого периода мальчишки дружат с мальчишками, общаются, враждуют, играются, неприветливо смотрят на девочек, а девочки дружат с девочками и пытаются не общаться с мальчиками показывая превосходство. Но как только появляется половое различие между детьми зрительно отличающее мальчиков от девочек. Начинает появляться притяжение к ним, желание прикоснутся, взяться за руки. Так в подростках показывается эротическое влечение к противоположному полу. Такого с ними нигде не происходило и эти новые чувства им не знакомы. Эта неясность настораживает и пугает. Они ещё сами себе не признаются как им нравится быть с определённым человеком и потому перекидывают всю свою симпатию на каких-нибудь знаменитостей, анимационных героев, актрис, певцов. И часто оставляют их как пример того, как должен выглядеть их будущий супруг и какими качествами он должен обладать. Но подростковая воображаемая влюбленность будет длиться недолго. Совсем скоро покажется симпатия к часто видимому подростку, который их заинтересует. Невероятное ощущение влюблённости как раз и заинтересует подростков друг в друге. Встречи на школьных собраниях, игра на одной детской площадке, прогулки по парку на которых они ощущают некоторую близость лишь глядя в глаза – это только начало. Наступает время и быть просто влюблёнными уже недостаточно, хочется прикоснуться, почувствовать друг друга. Случайно соприкоснувшись парень и девушка испытывают неведомое раннее чувство вызывающее у них мысли друг о друге. Тут у них происходит первый контакт, выраженный в поцелуях, объятиях, поглаживаниях. Чтобы заинтересовать своего партнёра люди хотят казаться лучше, чем они есть, способны совершать героические поступки. Мальчишки стараются показаться крутыми, не зависимыми от родителей или закона и совершают бездумные или аморальные поступки последствия которых могут отрицательно сказаться на них. Девочки также могут проявить уродливые формы самовыражения в частности эгоистичную форму общения ставя себя на уровень взрослых и выше. К сожалению эти отклонения укрепляют веру в то, что их поступки правильны и проявляется гордость за свои поступки, которые в будущем определённо либо будут подавлены, либо выйдут боком.

После подросткового периода наступает взрослая жизнь полная эмоций и интересных переживаний. Но чем старше мы становимся, тем большие рамки мы применяем к себе. Каждый человек испытавший горечь от любви ограничивает своё общение с противоположным полом чтобы не раниться снова. Испытав счастье, мы становимся общительными и ищем новые пути получения счастья. Однако мы теряем их отговариваясь нехваткой времени или сложностью жизненной ситуации. С каждым днём человек становится заложником своих привычек и общественных ценностей. Каждый думает, что главное это иметь престижную работу, здоровую семью и уютный дом. Но в погоне за этим счастьем мы теряем себя, черствеем прямо на глазах. Забываем о том, что нам дорого, а когда вспоминаем становится поздно и порой очень часто бывает так что гонясь за желаемым мы получаем лишь пустоту в душе. Разрываясь между желаемым и действительно нужным, мы делим не время, нам отведённое, а самих себя рвём пополам. Мы отбрасываем своё «я» ради достижения цели, отбрасываем всё. Но достигаем лишь того что навязала нам жизнь. И вот, когда человек на пике возможностей восходит на пьедестал и оглядывается назад, в нём будто выстрелом проносятся все те потери и ошибки, случавшиеся на его пути. Вспоминая о самом главном, что было у него сначала, что он потерял в пути, человек совершает самую страшную ошибку в жизни. Начинает бороться со временем, пытается перегнать его, восстановить упущенное время из ничего. Но на самом деле случается полное разрушение жизни. Ведь сначала он жертвовал всем ради карьеры и того счастья навязанного обществом, почти уничтожил своё прошлое ради настоящего. А теперь он пытается вернуть себя прошлого жертвуя достигнутым. Итог такого есть полное уничтожение личности, образование пустоты в сердце, недовольство миром и возвращение в ту точку с которой начинал, но без сил, основы для развития и смысла в жизни. Казалось бы, ещё что-то мы можем, быть может есть какой-то крошечный шанс чтобы не только вернуть всё на круги своя, но и стать лучше прихватит при этом бонусов в виде денег, репутации и связей. Но человек есть человек, для него существует только крайность, либо крайний успех, либо полный провал. И с таким отрицательным впечатлением от мира человек сам себя карая убивает последние шансы вернуться на пьедестал. Это отрицательная сторона наших чувств взрослого периода. Поговорим о плюсах. Их мало, но они есть, и они спасают нас в этом не лёгком периоде. Взрослая жизнь также славиться вседозволенностью, а значит и свободой действий. Теперь мы свободны выражать свои чувства официально, и также официально испытывать новые чувства ведь вы теперь взрослый. Кому-то нравиться курить, кому-то пить, а кто-нибудь любитель попутешествовать или сходить в места детям запрещённые. Вот так мы находим новые чувства раннее не испытанные и это освежает нас как холодный напиток в летнюю жару.

Переходя в более поздний период взросления человек, который уже остепенился или ищет себе пару основой чувства радости и ответственности ставит семью и всё что с ней связано. В этом периоде очень остро обостряется чувство опасности, страха за своих родственников, которых ты оберегаешь. Каждый день ты стараешься защитить близкого тебе человека. Испытываешь чувство долга перед ним и собой за его сохранность. Ответственность не даёт тебе пропустить работу или очень важное мероприятие ведь ты обязан это делать ради семьи. Это время наполнено духом потерь и переживаний. Терять старых близких людей очень тяжело и может сказаться на нашем мироощущении. Может произойти такое, что выбьет нас из колеи, бросит нас в пропасть, из которой выход можем найти только мы сами. Но часто просто вызывает сильное переживание и страх за людей, могущих уйти в любой момент и словом не обмолвившись. Однако каждый любимый человек, уходя оставляет частичку себя и немного уверенности в нас перед жизненными трудностями. Но в этих потерях ты находишь тревожащий тебя вопрос. Кто продолжит твой род и как будет жить твоя семья, когда тебя не станет? Но чем больше времени ты проводишь со своей семьёй, тем меньше будет беспокоить данный вопрос. Появляется уверенность в завтрашнем дне, и счастье что твоя семья точно не испытывает никаких проблем.

Переход в старость будет не заметным, поскольку он наполнен рутиной и важными событиями. Но именно здесь люди, не убившие в себе человека, готовые любить близких и радоваться жизни, испытывают массу новых и старых чувств. Главным источником наших эмоций становится память, лишь она вбирает в себя всё то что мы испытали и мощной волной выплескивает в нас навевая воспоминаниями. Именно здесь человек не физически, но духовно возрождается. Готов ощущать всё что забыто и не изведано снова и снова. Любовь, преданность, вера в хорошее, радость, это лишь малый список того что мы ощущаем по-новому. Однако самое главное для нас становится быть кому-то нужным, передать нами накопленные знания. Становится страшно стать никому не нужной обузой. Возраст уже не даёт идти в ногу с молодёжью и её стилями. Нас настигает душевное огорчение о том, чего мы не можем, и лёгкая грусть об ушедших временах где мы были нужны как никогда. Вы испытываете удовольствие осознав, что семье ещё не безразличны.

Список литературы

  1. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  2. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  3. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  4. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  5. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  6. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  8. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  9. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.