Основная характеристика жизненного этапа "юность"

Чагаев Сергей Аркадьевич – студент Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье характеризуется важный этап психического развития человеческой личности и описывается формирование её доминант.

Ключевые слова: Юность, формирование личности, переходный возраст, появление жизненного опыта, развитие черт характера.

Юность - определенный период в жизни человека, длящийся с 14-летнего возраста до 21 года. Некоторые психологи делят юность на раннюю и позднюю. Ранняя юность с 14 до 18 лет, поздняя - с 18 до 21-23 годов, соответственно. Конечно, эти границы очень условные. Ведь мы не можем с уверенностью назвать 13 летнего мальчика юношей, а 23 летнего парня - подростком. Вот в трилогии Толстого "Детство. Отрочество. Юность" юношество обозначается уже в пятнадцатилетнем возрасте, а одному из главных героев романа Достоевского "Подросток" по сюжету 20 лет. Однако, несмотря на всю условность границ этого периода в жизни человека, данный жизненный этап очень важен, ведь именно в нем происходит некая переходная фаза от мальчика к мужчине, как в психологическом, так и в физиологическом плане.

В учебнике по культурологии А.И.Кравченко сказано, что в европейской культуре переход от юности к зрелости не является важным событием и почти никак не отмечается. А, например, у североамериканских индейцев и племен, обитающих в Папуа - Новая Гвинея, инициация считается чуть ли не главным событием в жизни мужчины.

Основоположник теории о наследственности Г.И. Мендель отмечает, что образы юности в разных культурах и временах сильно отличаются друг от друга. В античные и средневековые времена юношество ассоциируется с расцветом физической силы и воинской доблести, а так же с интеллектуальной незрелостью. В те времена у юношей не было столько возможностей, а главное - знаний и опыта, для самоопределения, сколько имеют нынешние юноши. Все, что требовалось от юноши - послушание и уважение к старшим. В наше время положение изменилось. Научно-технический прогресс, не значительное ослабление роли семьи в жизни и в социальной адаптации подрастающего поколения, способствовали появлению нового восприятия молодыми людьми момента самостоятельного выбора своего будущего.

Восприятие этого периода жизни сильно зависит от культуры страны, традиций, религиозных особенностей и времени, но является важным везде и всегда.

Доминанта психики в юношеском возрасте - чувства. Юноши, как и дети, очень неустойчивы в психологическом и эмоциональном плане. Все их эмоциональные переживания связаны в первую очередь с социальной адаптацией, с взаимоотношениями с другими людьми. Они нуждаются во всяческой опоре и поддержке, но и сами готовы ее оказывать. Дружеские отношения становятся более осмысленными, тесными, пропадает инфантильная, ни к чему не обязывающая дружба.

Именно в юношеском возрасте человек начинает делать первые шаги в плане любовных отношений. Заканчивается половое созревание, человек становится фертильным. Но всё-таки, в данном возрасте большую значимость для юноши имеют эмоции, получение опыта в любом его виде, чем продолжение рода.

К тому же в этот возрастной период происходит формирование личности. Как утверждают психологи, человек на 80% формируется до пяти лет, а остальные 20% в течении жизни. Но не стоит пренебрегать этими двадцатью процентами. Если юноша сознательный, то у него формируется некое мировоззрение, появляются жизненные принципы. Юноша уже может осознавать, что можно учиться на чужих ошибках, а не на своих и нужно учиться у более опытных старших товарищей. Да, можно учиться на чужих ошибках, но ясность наступает только после собственного осознания, так что можно сказать, что личный опыт более наглядный и убедительный. Необходимо иметь гибкость в плане изменения своих взглядов на какие-то вещи, ввиду своей молодости. Нельзя быть ни в чем уверенным до конца, пока не узнаешь всю подноготную. Поэтому в этом возрасте происходит осмысление глобальных вещей, таких как религия, взгляд на окружающий мир, а самое главное - взгляд на самого себя.

Доминанта отношений - образование. В этом возрасте юноша уже способен мыслить логически и относительно трезво смотреть на объективную действительность. Перед ним ставится выбор жизненного пути. Решения принимаются на основе уже полученного опыта и основываются на том, что действительно интересно человеку и, конечно же, на перспективах.

И окружающие его люди на этом жизненном пути уже играют чуть более видную роль, чем его родные люди. Родители постепенно отходят на второй план. Это могут быть одногруппники, одноклассники, преподаватели, те, кто вместе с ним проходит стадию получения образования, или уже, возможно, стадию, когда юноша сам начинает зарабатывать себе на жизнь.

Получение опыта во всех жизненных сферах - так же свойство юношества. Юноша уже начинает получать опыт непосредственно, не на словах.

И, получая этот опыт, он постепенно становится мужчиной.

Выводы:

  1. Доминанта психики в юношеском возрасте - чувства. Эмоциональные переживания имеют важное место.
  2. Доминанта отношений - образование. Перед индивидом ставится выбор жизненного пути, и окружающие люди выходят на первый план в отношениях.
  3. Юношество - период возмужания, сопровождающийся получением опыта во всех жизненных сферах.

Список литературы

  1. Кравченко А.И. Культурология Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект,. Трикста, 2003
  2. Белоконев Г.П., Федосеенков А.В. Педагогическая культура в высшей школе: учеб. пособие. Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т. 2005. 60 с.
  3. Федосеенков А.В. Социальная маргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
  5. Федосеенков А., Майданская И. 2012. Синкретические ценности “калифорнийской идеологии”. - Науковедение. С. 216 Доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/77prgsu412.pdf (проверено 29.11.2017).
  6. Майданский А.Д., Полухин О.Н., Федосеенков А.В. Деятельностный подход и принцип рефлексивности в науке. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015. Т. 33. № 14 (211). С. 28-33.
  7. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Человек и общество (культурология). – Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  8. Философия и сказка. Сборник научных трудов / Москва-Берлин, 2015.
  9. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  10. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.