УДК 323.1

Черноморско-Каспийский регион в европейском контексте: новые ориентиры безопасности и сотрудничества

Гетман Анна Витальевна – магистрант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета.

Аннотация: Анализ геополитической ситуации в Черноморско- Каспийском регионе, в которых входит: Юг России, станы Закавказья, Турция, Иран.

Ключевые слова: Геополитическая ситуация, национальная безопасность, пятая колонна.

Черноморско-Каспийский регион (ЧКР) сегодня привлекает все больше внимания мировой общественности и основных глобальных акторов.

Процесс геополитической трансформации в Черноморско-Каспийском регионе, все еще развивающийся, хотя, конечно, уже и не так активно, как в конце XX века, создает для России и других региональных держав новые угрозы и вызовы безопасности, сохранению территориальной целостности и реального суверенитета, усиливает конфликтогенность этнополитических процессов на Южном и Северном Кавказе.

Реализация возможных негативных или позитивных сценариев развития событий определяется сложным взаимодействием различных факторов, среди которых субъективный - способность реалистично воспринимать происходящие изменения, предвидеть долговременные последствия своей текущей политики и умение эффективно распоряжаться ресурсами играет ведущую роль.

Анализируя крайне неустойчивую и противоречивую геополитическую ситуацию в Черноморско-Каспийском регионе, следует сразу же категорически обозначить, что приход на Кавказ и в Центральную Азию США, НАТО и ЕС, якобы преследующих исключительно цель поддержания стабильности и борьбы с пресловутым международным терроризмом, вовсе не отвечает интересам России и других региональных держав.

Противоположная позиция, - в случае, если она не исходит от откровенных представителей т. н. «пятой колонны», - определяется заблуждением о якобы органичной и однозначной принадлежности России к европейской цивилизации и о безальтернативности выбора пути полной интеграции с Западом. Эта принципиальная ошибка в определении цивилизационной (и геополитической) идентичности России и преувеличенные представления о возможностях конструировании европейской идентичности как универсальной и абсолютно привлекательной раз за разом заводят в тупик российскую внешнюю политику, а в перспективе влекут за собой утрату геополитических позиций, в т. ч. в Кавказско-Каспийском регионе. Данная позиция, занижающая статус России по сравнению с «цивилизованным Западом», не позволяет предложить приемлемую для народов России общенациональную объединяющую идеологию, ведет к отчуждению граждан от власти. Определенно, с точки зрения обеспечения национальной безопасности и, прежде всего угроз целостности России, динамика изменений геополитической ситуации преимущественно носит негативный характер.

Политические события в Европе явно или косвенно свидетельствуют о возникновении новых тенденций в евроинтеграции, которые создают предпосылки для формирования на новой основе системы евразийской безопасности и конструирования сложноструктурированной континентальной общности, сохраняющей национальные и цивилизационные особенности континентальных держав.

Объективно складываются предпосылки для того, чтобы Россия совместно с теми силами, которые в Европе осознали тупиковость и губительность прежней модели интеграции и безудержанного расширения ЕС в одной упряжке с НАТО и под диктовку США, выработали конструктивный проект общеевразийской интеграции, не размывающий Европу и Россию, а в его контексте согласованную с ЕС политику на Кавказе.

Объединенная Европа, не выходящая за пределы своей идентичности, так же как и Россия, Иран, Турция (за исключением неопантюркистов) заинтересованы в стабильности Черноморско-Каспийского региона, мирном разрешении проблемы непризнанных государств Южного Кавказа, урегулировании вопросов статуса Каспийского моря. Это, прежде всего, отвечает экономической, военно-стратегической и другим видам безопасности объединенной Европы и России, всех региональных держав.

Черноморско-Каспийский регион в силу своего географического положения может быть либо барьером, либо мостом между различными цивилизационно-культурными и геополитическими системами, что неоднократно демонстрировалось на протяжении многих веков. В современных условиях Кавказско-Черноморский регион может стать пространством сотрудничества основных акторов евразийской интеграции: объединенной Европы (еще раз оговоримся, институционализирующейся в рамках континентальной европейской идентичности), России во главе Малой Евразии, т. е. фактически СНГ, Ирана, а также Китая.

Разрешение проблем непризнанных государств Южного Кавказа (равно как и других проблем всего Кавказа и Юга России) возможно лишь в процессе честного политического диалога между всеми, прежде всего региональными, заинтересованными сторонами, сотрудничества ЕС и России во имя стабильности и развития региона Большого Кавказа, обеспечения прав народов и человека, а не в попытках добиться односторонних геополитических и геоэкономических преимуществ, а тем более консервирования вялотекущих управляемых конфликтов или попыток их силового одностороннего решения.

Список литературы

  1. Черноус В. Как снять противоречия Черноморско-Каспийского региона? [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://evrazia.org/article/2049, свободный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: