УДК 159
Дараганов Дмитрий Сергеевич – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.
Лютов Вячеслав Олегович – студент Дорожно-транспортного факультета Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.
Аннотация: В данной статье рассматриваются морально-психологическое состояние солдат, факторы, влияющие боеспособности личного состава. Выявлено, что от степени удовлетворенности личного состава факторами морально-психологического состояния выделяются угрожающий, низкий, средний и высокий уровни, что не посредственно влияет на исход боевых операций.
Ключевые слова: Солдат, морально-психологическое состояние, личный состав, подготовка.
Превосходящие по качеству современные виды вооружения и военной техники дают серьезное преимущество перед потенциальным противником. Высокий уровень физической подготовки солдат и оперативно-тактического мышления офицеров также повышает шансы на разрешение в свою пользу вооруженных конфликтов. Однако, игнорирование еще одного значимого фактора боеспособности личного состава может свести на нет все превосходство над противником. Этим фактором является морально-психологическое состояние личного состава.
Если обратиться к истории военных противостояний, то можно отметить, что высокое морально-психологическое состояние вооруженных сил нередко являлось решающим фактором при столкновении равных сторон. В отдельных случаях, даже уступая в численности и военно-технических моментах, одерживала верх более подготовленная в психологических аспектах сторона.
Под морально-психологическим состоянием подразумевается совокупность элементов коллективного сознания личного состава, сформированных под влиянием системы норм и ценностей, а также социальных факторов. [1] Иными словами, морально-психологическое состояние является проявлением морально-психологического потенциала личного состава в конкретной ситуации под воздействием целого комплекса факторов. Проблемы с морально-психологическим состоянием военнослужащих отрицательно сказываются на решении задач как в боевых условиях, так и во время повседневной жизни подразделения.
Стоит отметить, что такой термин, как морально-психологическое состояние личного состава не использовался вплоть до конца XX века. [2] Однако это вовсе не значит, что данному вопросу в военной психологии не уделялось внимания – для обозначения употреблялись иные понятия, к примеру, боевой дух или моральное состояние вооруженных сил. Тем не менее, примерно с 1990-х гг. наиболее широко стал применяться термин морально-психологическое состояние. [3]
Для более полного раскрытия понятия необходимо разобраться с факторами, которые в совокупности являют собой морально-психологическое состояние личного состава. В первую очередь стоит отметить моральные факторы, куда относятся отношения военнослужащих друг с другом, а также с командным составом, отношение к населению, находящемуся в месте дислокации военнослужащих и другие морально-этические составляющие. [4] Также к значимым моментам морально-психологического состояния относятся служебные факторы. Здесь речь идет об общей удовлетворенности личного состава вопросами своей службы – дисциплиной внутри подразделения, качеством обмундирования, оружия, боевой техники, собственным местом в иерархии военной структуры.
Среди основных можно выделить еще ряд факторов – личностные, демографические, природно-климатические. К личностным факторам морально-психологического состояния относятся физические и умственные способности, здоровье, способность организма переносить различные нагрузки. Демографические факторы являют собой такие составляющие, как уровень образования, наличие или отсутствие собственной семьи, срок пройденной службы, опыт боевых действий. Природно-климатические факторы, которые могут влиять на морально-психологическое состояние личного состава, включают в себя такие моменты, как времена года, погода, экологическая среда прохождения службы. Все вышеперечисленные факторы могут играть как положительную, так и отрицательную роль в морально-психологическом состоянии военных. [5] И если есть какие-то объективные сложности с одним из компонентов (к примеру, плохие погодные условия в месте дислокации части) они должны компенсироваться другими составляющими.
В зависимости от степени удовлетворенности личного состава факторами морально-психологического состояния выделяются угрожающий, низкий, средний и высокий уровни. [6] Если классифицировать эти уровни по стобалльной шкале, то угрожающий уровень морально-психологического состояния будет находиться от 33 баллов и ниже. Это означает, что личный состав деморализован и не может качественно решать боевые задачи. Привлекать вооруженные подразделения с угрожающим уровнем морально-психологического состояния настоятельно не рекомендуется до тех пор, пока личным составом не будут достигнуты более высокие отметки. [7]
Исключительно для вспомогательной деятельности разумно подключать личный состав, если его морально-психологическое состояние находится на низком уровне, что по стобалльной шкале соответствует уровню в 33-50 баллов. Решать серьезные задачи при таком раскладе боевое подразделение не сможет. [8] К боевым действиям второстепенного порядка разумно подключать подразделения, имеющие средний уровень морально-психологического состояния (50 – 67 баллов). Можно отметить, что решать задачи при среднем уровне морально-психологического состояния личный состав готов только в ограниченном режиме. [9] И лишь в случае высокого уровня морально-психологического состояния (выше 67 баллов) возможно использовать воинские подразделения на основных направлениях боевых действий.
Список литературы