УДК 34.096

О сокращении срока регистрации таможенной декларации

Храмова Ирина Вадимовна – государственный таможенный инспектор Самарского таможенного поста Самарской таможни, студентка магистратуры кафедры таможенного права Российской таможенной академии.

Аннотация: Статья посвящена изменению срока регистрации таможенной декларации согласно проекту таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В ней дана оценка применения норм проекта кодекса в будущем, а также обосновывается отсутствие необходимости в сокращении срока такой регистрации.

Ключевые слова: Таможенный кодекс, сроки, регистрация, таможенная операция, таможенное декларирование.

В соответствии с проектом кодекса ЕАЭС «таможенные операции, связанные с регистрацией или отказом в регистрации таможенной декларации (далее - ДТ), совершаются таможенным органом не позднее 1 часа рабочего времени таможенного органа с момента подачи таможенной декларации, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1]». То есть срок для принятия решения о регистрации или отказе в регистрации ДТ должностным лицом таможенного органа сократится на 1 час.

На практике часто возникает ситуация, когда должностное лицо таможенного органа должно зарегистрировать ДТ, при этом ему необходимо совершить выпуск товаров под таможенную процедуру по другой ДТ. При этом их может быть несколько, в зависимости от различных факторов (от фактической численности должностных лиц таможенного органа, от товарооборота в месте расположения таможенного органа и др.).

Кроме этого, необходимо учитывать количество товаров, указанных в ДТ, которое в соответствии с ч. 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» не может превышать 999[2]. Таможенный инспектор несет ответственность за принятое им решение, ему необходимо проверить отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ. Проверить 999 товаров за 1 час рабочего времени представляется сомнительным.

С 1 января 2014 года электронная форма таможенного декларирования стала обязательной. В соответствии с ч. 9 Приказа ФТС России от 17.09.2013 №1761 при подаче декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее - ЭДТ) в ЕАИС таможенных органов в автоматическом режиме проводится форматный контроль соответствия ЭДТ структуре и форматам, соответствующим требованиям к документам, а также проверка подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи декларанта[3]. Обязательным этапом регистрации ДТ является ее проверка на достоверность. Скорость обработки данных автоматизированной системой таможенных органов «АИСТ-М» зависит от многих факторов, в том числе от количества товаров, указанных в декларации.

Проектом таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что в случае неисправности используемых таможенными органами информационных систем, вызванной техническими сбоями, нарушениями в работе средств связи (телекоммуникационных сетей и сети Интернет), отключением электроэнергии, таможенный орган при отсутствии оснований для отказа в регистрации осуществляет регистрацию поданной таможенной декларации на бумажном носителе без использования информационных систем. Следует ли считать замедленную работу проверки на достоверность «АИСТ-М» случаем неисправности, пока неясно.

Следующей причиной, по которой сокращение срока регистрации ДТ следует считать нецелесообразным, является скорость принятия решения о применении такой формы таможенного контроля как таможенный досмотр. При одновременном нахождении на контроле таможенного инспектора двух деклараций (одной на этапе проверки поданной декларантом ДТ и другой на этапе принятия решения о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров) ему необходимо в кратчайшие сроки направить докладную записку уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении таможенного досмотра. Решение о проведении таможенного досмотра, оформленное в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, «должно быть принято лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, не позднее 30 минут с момента получения сведений о необходимости его проведения[4]», за исключением некоторых случаев.

Также в данные 30 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра таможенный инспектор должен сформировать поручение на таможенный досмотр, которое подписывается лицом, принимающим решение о проведении таможенного досмотра (начальником таможенного поста или лицом, его замещающим, в регионе деятельности которого находятся товары).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данные временные рамки ставят таможенного инспектора в затруднительное положение, что в дальнейшем может привести к принятию поспешных решений, противоречащих праву Евразийского экономического союза.

На практике возникают случаи, когда декларант или таможенный представитель допускает ошибки в реквизитах платежного поручения на уплату таможенных сборов за совершение таможенных операций. В соответствии с пп. 5 ч. 4 ст. 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации, если «в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации»[5]. Уплата таможенных сборов относится к условиям регистрации ДТ.

При исправлении ошибок в платежном поручении для лица, подавшего ДТ, снижается риск отказа в регистрации. Но данный риск увеличивается в условиях ограниченности времени на осуществление данной операции.

Реализация технологии автоматической регистрации способствует улучшению взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, ускоряет процесс совершения таможенных операций. Но отсутствие таможенного инспектора в процессе регистрации ДТ невозможно для всех категорий товаров.

Таким образом, все вышеперечисленные доводы свидетельствуют о том, что сокращение срока данной таможенной операции приведет к увеличению количества отказов в регистрации, а также количества нарушений со стороны должностных лиц таможенных органов в виде неправомерной регистрации ДТ. В настоящее время происходит смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. По-нашему мнению, этап регистрации ДТ требует не меньшего внимания, вследствие чего необходимо сохранить двухчасовой срок неизменным.

Список литературы

  1. Евразийская экономическая комиссия [сайт]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_zak/Pages/hot.aspx (дата обращения: 01.12.2016).
  2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» // Таможенный вестник. - 2010. - № 17.
  3. Приказ ФТС России от 17.09.2013 № 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля» // Российская газета. - 2014. - №56.
  4. Письмо ФТС России от 04.02.2016 № 01-11/04772 «О направлении методических рекомендаций» // Таможенные ведомости. - 2016. - №10.
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

Интересная статья? Поделись ей с другими: