УДК 69.059.14

Значимость проведения геодезических работ при проведении экспертизы промышленной безопасности объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы

Заика Александр Михайлович – эксперт, генеральный директор ООО "ПромТехЭкспертиза".

Мироненко Евгений Анатольевич – инженер ООО "ПромТехЭкспертиза".

Казанкова Екатерина Анатольевна – инженер ООО "ПромТехЭкспертиза".

Аннотация: В статье рассматривается необходимость проведения геодезических работ в процессе проведения экспертизы промышленной безопасности на объектах эксплуатирующих грузоподъемное оборудование.

Ключевые слова: Опасный производственный объект, грузоподъемное оборудование, геодезия, подкрановые конструкции.

В виду происходящих в мире и России событий, связанных с катастрофами на опасных производственный объектах, результатом которых стали многочисленные человеческие жертвы, а также разрушения, исчисляемые миллиардами долларов, вопрос о промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) в России является одним из самых актуальных в настоящее время. О чем свидетельствуют постоянно выносящиеся, на уровне правительства и субъектов страны, темы о сведении к минимуму аварий на ОПО или совершение противоправных действий.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [1]. Для определения соответствия или несоответствия объектов промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям, выполняется экспертиза промышленной безопасности. В нашем случае – экспертиза промышленной безопасности объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Основным и более значимым методом обеспечения промышленной безопасности объектов с грузоподъемными механизмами является выполнение геодезических работ, направленных на определение пространственного положения подкрановых конструкций и крановых путей. Определяющими факторами для проведения такого вида работ являются физический, химический и моральный износ конструкций, а также деформации подкрановых конструкций, что приводит к изменению их пространственного и взаимного положения (геометрических параметров). Нагрузка, действующая на подкрановую конструкцию – подвижная, работа конструкции происходит со знакопеременным периодом напряжений или переменным, и прикладывается в виде сосредоточенных сил по длине балки. Прилагаемые нагрузки являются динамическими и сопровождаются рывками и ударами от работы крана, что способствует расшатыванию, разрушению узлов и конструкции в целом, изменяя пространственную геометрию подкрановых конструкций и крановых путей.

Из-за несовершенства технологии контроля в практике работ имеют место существенные ошибки в определении фактического технического состояния конструкций объектов, что снижает уровень безопасной эксплуатации объектов.

Для определения геометрических параметров надземных крановых путей выполняется геодезический контроль, который является важной частью системы технического контроля и управления качеством эксплуатации промышленных предприятий. От выбора схем, методов и средств измерений, а также назначения точности контроля зависит своевременное выявление предельных отклонений в геометрических параметрах конструкций надземных крановых путей, что влияет на конструкции зданий, а именно: деформации узловых соединений, подкрановых балок, колонн и т.д., а в следствие и на безопасность при эксплуатации ОПО. Безопасность работы и нормальные условия эксплуатации средств технического оснащения в значительной мере зависят от геометрии направляющих путей, то есть выявляются планово-высотные отклонения головок рельс. Эти работы наиболее сложны в техническом отношении и зачастую требуют высокой точности измерений. Это связано прежде всего с разнообразием видов и габаритов кранов и крановых конструкций, различной протяженностью путей и пролетов кранов, условиями эксплуатации самих кранов и условиями ведения геодезических работ в цехах.

Предельные величины отклонений от проектного положения при устройстве и эксплуатации надземных крановых путей изложены в соответствующих документах [2, 3, 4].

Определение геометрических параметров надземных крановых путей выполняется с помощью такого геодезического оборудования, как:

- нивелир и нивелирная рейка – для определения высотного положения конструкции;

- теодолит и нивелирная рейка – для определения отклонений оси рельса от прямой линии;

- измерительная линейка – для определения смещений оси рельса с оси подкрановой балки;

- стальная рулетка 1-го класса- для определения расстояний между осями рельсов.

Данное оборудование и методы измерений являются стандартными и используются в зависимости от условий работ – наличия мест постановки оборудования, доступности мест измерения, вибраций и прочих неблагоприятных факторах при производстве работ. Современное же оборудование, такое как, лазерный сканер для получения 3D модели, высокоточные тахеометры с наличием безотражательного режима и цифровые нивелиры, в разы увеличивают скорость выполнения работ и точность получения измерений. К сожалению, некоторые из них, а именно лазерные сканеры являются дорогостоящим оборудованием, и соответственно увеличивают стоимость работ, но зато ускоряют полевые работы в 3-4 раза, а результат работ – 3D модель, позволяет выявить мельчайшие дефекты и отклонения.

Выполнение геодезических работ позволяет своевременно устранять возникающие пространственные отклонения и неполадки в узловых соединениях подкрановых конструкций и крановых путей, выполнять необходимые ремонты в процессе эксплуатации. Проводимые систематические геодезические наблюдения предотвращают аварии на промышленных объектах использующих грузоподъемные механизмы и продлевают срок службы опасных производственных объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.

Список литературы

1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

2. Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации надземных крановых путей. РД 50:48:0075.03.05. Москва 2005.

3. Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов. 2-е издание, исправленное. НТЦ “Промышленная безопасность”. Москва 2009.

4. ЭРД 22-02-99. Руководство по оценке технического состояния стальных подкрановых конструкций

Интересная статья? Поделись ей с другими: