УДК 62

Обучение детей ДЦП: проблемы и решения

Зуева Мария Дмитриевна – магистрант Астраханского государственного университета.

Аров Илья Михайлович – магистрант Астраханского государственного университета.

Аннотация: В статье приведены проблемы обучения детей с заболеванием ДЦП, а также найденные пути решения. Представлена разработка для автоматизации процесса обучения больных детей, её актуальность, структура, применение.

Ключевые слова: Медицина, ДЦП, автоматизация, манипулятор, техника, робототехника.

Развитие медицинской робототехники является важной областью, которая способна поднять медицину на совершенно новый уровень. В настоящее время активное становление и интенсивное развитие получило перспективное профилактическое направление в виде восстановительной медицины.

В настоящее время наблюдается увеличение числа больных с детским церебральным параличом. В реабилитационных центрах детей обучают высококвалифицированные специалисты. Но при обучении детей с таким заболеванием как ДЦП возникают многочисленные проблемы.

Основной проблемой является нехватка персонала. При двойной диплегии (одна из самых тяжелых форм ДЦП) у ребенка поражены все конечности. При этом во время обучения занимается от 1 до 3 работников.

Во время восстановительных упражнений в спортивном зале на каждого ребенка приходится по одному инструктору. По многочисленным опросам, выяснилось, что инструкторам часто не хватает «третьей руки», которая придерживала бы ребенка в то время, как инструктор проводит упражнения.

Ещё одной проблемой при обучении больных детей является универсальность имеющихся тренажеров. Во время опроса главного врача Астраханского реабилитационного центра подчеркивается, что все тренажеры и манипуляторы разделены по группам пораженных конечностей: руки, ноги, спина. Но при этом видов ДЦП настолько много, что при поражении одних рук ребенка может наблюдаться около 5 разных форм ДЦП. Поэтому на каждую форму заболевания необходим отдельный тренажер.

Для решения этих проблем был разработан реабилитационный манипулятор для обучения больных детей. Манипулятор разработан на основе человеческой руки, что помогает ему полностью повторять движения человека. Такой манипулятор можно использовать как «третью руку» при занятии детей в спортивном зале.

Данная разработка имеет программное обеспечение, направленное на реабилитацию детей с различными формами поражения верхних конечностей. Это может быть и гиперкинетическая форма ДЦП, и атонически-астеническая форма, и гимипаретическая форма. То есть один такой манипулятор можно использовать на разные группы мышц при различных заболеваниях ДЦП. Один такой манипулятор сочетает в себе 3 тренажера. Это эффективно с экономической точки зрения, удобно в использовании, а также практично с точки зрения размещения тренажера в помещении.

Список литературы

1. Зенкевич С.Л., Ющенко А.С. Основы управления манипуляционными роботами. – М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2004. – 480 с.

2. Зуева М.Д., Аров И.М. Разработка манипулятора для автоматизации процесса обучения детей дошкольного и школьного возраста // «Исследования молодых ученых – вклад в инновационное развитие России»: материалы научно-практической конференции, 13-15 мая 2015г. / Нижневолжский экоцентр. Астрахань, 2015. – с. 168-169.

3. Мацкевич В.В. Занимательная анатомия роботов. – Советское радио, 1980. – 160 с.