Влияние информационно-коммуникативной среды на формирование агрессивного поведения современной молодежи

Сорокина Елизавета Михайловна – студент Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Аннотация: В статье рассматривается влияние таких составляющих элементов информационно-коммуникативной среды, как интернет, средства массовой информации (СМИ) на формирование агрессивного поведения современной молодежи.

Ключевые слова: Агрессия, насилие, СМИ, интернет, современная молодежь.

Проблема агрессивного поведения личности в настоящее время является актуальной в социальной педагогике и психологии. Особую важность она приобретает относительно такой социально-возрастной группы, как молодежь. Возрастные границы молодежи определяются интервалом от 13 - 14 лет до 25 - 30 лет.

Значительный вклад в разработку проблемы агрессивного поведения внесли такие отечественные ученые как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев др. Влиянию информационно- коммуникативной среды на формирование агрессивного поведения молодежи посвящены работы таких ученых как А. Бандура, Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана и др.

Проанализировав определения понятия агрессивного поведения, предложенных специалистами разных наук, мы пришли к выводу о том, что агрессивное поведение это действия, направленные на причинение ущерба и вреда другим людям в целях демонстрации своего превосходства и силы над ними. Изучая агрессивное поведение современной молодежи мы выделили ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на его формирование. К ним относятся: биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания в семье, влияние субкультуры и сверстников, роль средств массовой информации и коммуникации, интернета и т.д. В последнее время все большее влияние на формирование агрессивного поведения молодежи стали оказывать СМИ и интернет. Такая тенденция в частности связана с тем, что за последние годы наблюдается увеличение роста пользователей данных ресурсов. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре 2010 г. доля пользователей интернет- ресурса составила 47%, в 2011г. – уже 53%, а в 2012 г. – 61%, из которых 80% является молодежь в возрасте 18- 24 лет. На 2013 г. показатель интернет- пользователей составляет 62%. В 2014 г. – 66%, из которых 52% выходят в «сеть» ежедневно. На 2015 г. доля представителей сети интернет среди россиян от 18 лет и старше составляет 69%, из которых 96% являются представителями молодежи (18-24-года). Ежедневно пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12–17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет около 10 млн. пользователей. Такой стремительный рост пользователей интернета связан с доступностью данного ресурса за счет современных технологий (смартфонов, планшетов, ноутбуков и т.д.). В этой связи увеличилось и время пребывания современной молодежи в «сети». 50 млн. из всех 82 млн. пользователей в РФ выходят в интернет с помощью мобильных устройств. 55% пользователей используют смартфон для выхода в «сеть», в том числе 39% – ежедневно. На втором месте планшеты – 41%. Также существенно чаще к интернету стали подключаться с ноутбука с 38% в 2012 г. до 61% в 2015 г. С помощью обычного мобильного телефона «сеть» ловит каждый третий – 33%. [2].

Подобный рост пользователей связан с тем, что глобальная компьютерная сеть может предоставить безграничный доступ к любой интересующей информации. При помощи средств интернета и СМИ молодежь может самостоятельно развиваться, общаться, искать, получать необходимую информацию, быть в курсе всех событий и т.д. Но проблема, на современном этапе развития, состоит в том, что информация, которую получает человек, может быть не только конструктивной, но и способной влиять деструктивно на сознание, подсознание и, в итоге, на агрессивное поведение. В настоящее время лица подросткового и юношеского возрастов не застрахованы от насилия на экране телевизора, мониторе компьютера, планшете, смартфоне и т.д. Нередко бывает так, что через социальные сети молодежь сталкивается с лицами, которые причастны к различным религиозным сектам, террористическим организациям, криминальным группировкам и т.д. Попадая под их влияние, у молодых людей изменяется сознание, мировоззрение, меняются ценности, представления, нормы поведения, что приводит к проявлению ими действий деструктивного, криминогенного характера. Подростки сбегают из дома, примыкают к различным противоправным, экстремистским организациям, начинают заниматься мошенничеством и т.д.

Изучая возможности современных средств информации и коммуникации можно выделить отрицательные и положительные воздействия, которые они оказывают на формирование сознания, поведения молодежи. Положительные стороны: информационно-коммуникативная среда позволяет молодежи держаться в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод»; повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимает социальную напряженность; устанавливает контакты с разными представителями среды и т.д. Отрицательные: информационно-коммуникативная среда является также источником безнравственной информации, в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах присутствует насилие; в интернете, социальных сетях формируются сообщества, оказывающие негативное воздействие на психику современной молодежи и становится фактором формирования и проявления агрессивного поведения [1].

На базе лаборатории кафедры социальной педагогики и психологии ВлГУ под руководством профессора В.А. Попова было проведено исследование по данной проблеме. Диагностика в очередной раз подтвердила то, что в качестве основных источников информации современная молодежь использует СМИ и интернет, через которые черпает информацию как конструктивного, так и деструктивного характера, что в последствие ведет к формированию и проявлению ими агрессивного поведения. Результаты исследования следующие: наиболее достоверным источником СМИ большинство студентов считают телевидение (45%), далее идет интернет (38%), пресса (10%) и радио (7%). Сами они чаще всего в качестве основного источника СМИ предпочитают использовать интернет (90%) и лишь 5 респондентов (10%) выбрали другие источники информации. При этом 98 % испытуемых ответили, что выходят в интернет каждый день, и 2 % – всего один раз в неделю. В «сети» 40 % учащихся проводят более 6 часов в день, 33 % – от трех до шести часов в день и 27% опрошенных – менее трех часов в день. В качестве источников информации студенты никогда не используют радио (93%) газеты, журналы (7%), вариантам «интернет» и «телевидение» ни он из студентов предпочтения не отдал. Наиболее интересной информацией для студентов, предлагаемой ресурсами СМИ оказались развлечения, спорт и новости. Чаще всего предметом обсуждения среди сверстников становится информация, освещаемая в новостях и спорте. Информацию, полученную через каналы СМИ «всегда» анализируют 83% опрошенных, «часто» анализируют – 10%, «никогда» – 7%. Сцены насилия на экране привлекают лишь 13% респондентов. После просмотра фильмов, передач со сценами насилия 73% опрошенных испытывают негативные чувства, 17% – нейтральные, у 10% возникают позитивные чувства. Большинство студентов считает, что современные СМИ должны обладать такими качествами как доступность, достоверность, актуальность. Также респонденты считают, что на формирование агрессивного поведения современной молодежи СМИ оказывает нейтральное влияние – 45%, негативное – 35%, позитивное ответили 20%. На основе полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что для современной молодежи большую значимость имеет достоверность и качество информации предоставляемой СМИ. Также большая часть респондентов испытывают негативные эмоции по отношению к насилию и безнравственности, которые наблюдаются в большом количестве на экране телевизора, интернете и в других средствах массовой информации.

Также нами было проведено исследование по изучению содержания телепередач, транслируемых центральными телевизионными каналами, и определению особенностей их влияния на поведение молодежи. Полученные результаты показали, что просмотр телепередач занимает в жизни молодых людей весьма значимое место. Основными мотивами просмотра кинофильмов, передач является развлечение и отдых. На основе полученных данных факторный анализ показал, что телевидение для молодых людей является источником информации и способом эмоциональной разрядки. Отношения молодежи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: 72% опрошенных ежедневно видят не менее 10 сцен насилия; на вопрос: «Как вы относитесь к сценам агрессии, насилия изображаемых на телеэкране?», большинство респондентов (75%) ответили, что «относятся к подобным сценам равнодушно, спокойно, либо вовсе их отвергают». Влияние на проявление агрессивного поведения, оказываемое на молодежь со стороны демонстрации сцен насилия и агрессии на телеэкране, признают 57% опрошенных. Таким образом, телевидение оказывает прямое воздействие на формирование поведения современной молодежи, вносит существенный вклад в воспитание характера взаимодействия молодых людей с окружающим миром, является побуждением к проявлению действий деструктивного характера. Прививая, насаждая молодому поколению определенные ценности, информационно-коммуникативная среда способна развивать у них соответствующие установки.

В ходе исследования нами также был учтен гендерный фактор среди пользователей интернета и СМИ. Так, юноши используют чаще всего СМИ и интернет для развлечения (78%) и общения (88%) , а девушки, в основном, для учебы (85%) и общения (90%). Молодые люди проводят в сети интернет и около экранов телевизора в день около 2-3 часов, девушки же уделяют данному занятию 4-5 часов. Представители сильного пола предпочитают смотреть боевики, триллеры, ужасы, играть в онлайн-игры, представители слабого пола предпочитают мелодрамы, к интернет-ресурсу они обращаются чаще всего с целью подготовки к занятиям или для общения.

По результатам опросника на определение уровня агрессивности, разработанного психологом Л.Г. Почебут, было выявлено, что у большинства респондентов (65%) степень агрессивности находится на высоком уровне. В ходе исследования также было установлено, что юноши больше склонны к физической агрессии (72%), а девушки к вербальной (56%) и эмоциональной (33%).

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно сделать вывод, что в жизни современной молодежи информационно-коммуникативная среда играет важную роль, особенно СМИ и интернет. Молодежь учится агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий на экране телевизора, компьютера. Общество, наполненное агрессией и нетерпимостью, заражает современную молодежь. Опасность данного явления состоит в том, что на молодое поколение такое влияние может оказать непоправимое отрицательное воздействие. Агрессивное поведение молодежи, формирующееся за счет негативного влияния со стороны информационно-коммуникативной среды, может превратиться из социальной патологии в социальную норму, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение данной темы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с молодежью.

Список литературы

1. Рабалданова Э., Медведева Н.И. Влияние средств массовой информации на поведение молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. ̶ 2012. ̶ №1. ̶ С. 137- 138.

2. Интернет в России и мире // http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 15.12. 2015)