Исторические традиции и культурные ценности национального наследия Узбекистана

Уста-Азизова Дильноза Ахраровна – кандидат педагогических наук, доцент Ташкентского педиатрического медицинского института.

Ибрагимова Хадича Обитджон кизи – студентка Ташкентского педиатрического медицинского института.

Аннотация: В статье рассмотрено создание новой концепции духовно-нравственного воспитания, обогащение молодого поколения идеологией независимости, ее приобщение к культурному и духовному национальному наследию. Проведена разработка научно-педагогических рекомендаций по совершенствованию духовно-нравственного воспитания во всех звеньях системы образования.

Ключевые слова: Молодое поколение, духовно-нравственные качества, медицина.

Духовное наследие народов Востока на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности. На протяжении длительного периода, народу Узбекистана несмотря на жёсткий мировоззренческий натиск, удалось сохранить свои исторические традиции и культурные ценности, которые бережно передавались от поколения к поколению.

Глава Узбекистана И.А.Каримов в произведении «Узбекистан на пороге XXI века» подчеркнул, что «Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства» [1].

Взаимодействия культуры и рынка, экономики и духовности сложны и противоречивы, однако, ведущим в них является стимулирование культурно-духовного пространства, так как «культура, нравственность, духовность сами трансформируются в механизм регуляции и оптимизации рыночных отношений, содействия реформированию экономики» [4].

Поэтому мысль о важности формирования духовно-нравственных качеств молодого поколения неоднократно подчеркивалась в статьях и выступлениях Президента И.А.Каримова: «Высшая цель нашей работы - формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности» [2].

Для разработки важности проблемы духовно-нравственного воспитания, были внедрены разработки научно-педагогических рекомендаций приобщения молодого поколения к культурному и духовному национальному наследию, были проведены исследования в Ташкентском Педиатрическом Медицинском институте среди студентов-педиатров. Проводились встречи за круглым столом, тренинги, беседы, анкетирование, опросы студентов. Изучалась и подвергалась анализу педагогическая литература по проблемам воспитания студенческой молодежи, велось ознакомление с учебными программами по литературе в библиотеке ТашПМИ.

Исследования показали, что важность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловливается такими факторами, как происходящие процессы изменения и преобразования политической жизни и идеологических установок общества в соответствии с задачами построения суверенного, демократического, правового, светского государства. Данная проблема не случайно выдвигается в настоящее время, так как наблюдается ситуация обесценивания чтения и знакомства с лучшими произведениями литературы в жизни довольно большой части молодежи, подмена постижения духовных ценностей поверхностным виртуальным миром и общением, наличие таких явлений в молодежной среде, как наркомания, алкоголизм, деструктивные настроения, девиантное поведение, отдельные проявления религиозного фанатизма и экстремизма.

Вместе с тем профиль обучения в медицинском вузе выдвигает на первый план усвоение основ медицины. Однако быстро увеличивающиеся темпы роста информации резко увеличивают нагрузку на память, что отрицательно влияет на творческую деятельность, на общекультурное развитие, обедняет сферу эмоционально-эстетической восприимчивости, недостаточно формирует духовные и моральные качества обучающихся. Поэтому целенаправленное воспитание духовных, нравственных и эстетических потребностей – первоочередная задача педиатрического института, т.к. профессиональная и социальная подготовка наших специалистов должна представлять собой органическое единство. Комплексный подход к проблемам воспитания предполагает единство всех элементов воспитания: методологических принципов, целей и средств, методов и форм, т.е. интеграцию всех воспитательных средств. Кроме того, направления гуманизации и гуманитаризации образования, тенденции преодоления узкоспециального подхода в подготовке специалистов подразумевают формирование эстетической, духовной и нравственной культуры, культуры чтения и работы с научной литературой и художественными текстами, что развивает эмонациональную восприимчивость и отзывчивость, эмпатию, психологическую чуткость – качества, необходимые врачу-педиатру.

Названные процессы вызывают к жизни новые требования к воспитанию молодых граждан республики: создание новой концепции духовно-нравственного воспитания, обогащение молодого поколения идеологией независимости, ее приобщение к культурному и духовному национальному наследию, разработка научно-педагогических рекомендаций по совершенствованию духовно-нравственного воспитания во всех звеньях системы образования.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что на становление духовно-нравственного облика будущих специалистов влияет целый ряд факторов – семья и ее духовно-культурные традиции, друзья, эстетические интересы, СМИ, виртуальное информационное поле и др. Большинство из этих факторов действуют стихийно и целенаправленное управление ими вряд ли возможно. В этом плане роль высшего учебного заведения, в котором будущие педиатры получают профессиональное образование, играет немаловажное значение, т.к. здесь процессом воспитания студентов руководят опытные преподаватели.

Список литературы

1. Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века. – Ташкент: Узбекистан, 1997.С.320

2. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Доклад на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва. 26 января 2005 г.- Ташкент: Ўзбекистон, 2005.

3. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. – М.: Политиздат, 1991; Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1988; Бахранов Д. Проблемы национального сознания личности в государственной политике независимого Узбекистана: Дис. … докт. политол. наук. – Ташкент, 1997.

4. Муминов А.Г. Национальная политика независимого Узбекистана и пути ее реализации в духовно-культурной сфере (теория и практика): Автореф. дис. … докт. политолог. наук. – Ташкент, 1999. – С.38.

5. Эркаев А. Духовность – энергия независимости. – Ташкент: Маънавият, 2001. – С. 149; Отамуратов С., Роматов Ж., Хусанов С. Маънавият асослари маърузалар матни. – Ташкент, 2000.