УДК 17.018.22

Некоторые аспекты формирования общекультурных компетенций студентов с использованием ИКТ

Сайфутдинова Гузель Борисовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории и педагогики Казанского государственного энергетический университета.

Мухаметова Алина Ильсуровна – студентка кафедры Инженерной защиты Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: В статье анализируется проблема формирования общекультурных компетенций у студентов высших учебных заведений с использованием ИКТ.

Ключевые слова: Высшее образование, общекультурные компетенции, новые образовательные технологии.

В современной России образование – быстро развивающаяся сфера деятельности. Формирование совокупности основных требований к образовательным программам бакалаврианта и магистратуры определены в ФГОС ВПО по направлениям подготовки, в соответствии с которыми выпускник должен обладать определённым набором общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, которые приобретаются как знания, умения и навыки, являющиеся результатом обучения. Западные ученые определили компетентность как «мотивированные способности»[1]. Необходимо проанализировать механизм формирования общекультурных компетенций как, например, умение работать самостоятельно и в коллективе с использованием информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). На наш взгляд компетенции могут быть сформированы – как результат вовлеченности студента в образовательный процесс. Для успешной образовательной деятельности необходимо широко использовать активные и интерактивные формы (семинаров в диалоговом режиме, научные дискуссии, работы студенческих научно-исследовательских кружков и т.п.) в сочетании с самостоятельной работой с целью развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебной программы должно быть заложено использование активных методов обучения с ИКТ. Для чего необходимо поднимать и компетентность ППС. Преподаватель высшей школы должен помочь обучающемуся сформировать свою образовательную линию, заинтересовать своим предметом и привлечь студента к научно-исследовательской деятельности. В рамках эмпирического исследования проведенного в Казанском государственном энергетическом университете среди студентов первых и вторых курсов, было выявлено, что 20,0 % студентов готовы заниматься собственными научными изысканиями, но нуждаются в помощи при выборе научного руководителя и в определении темы исследования. На наш взгляд студенческое сообщество гораздо более расположено к научной деятельности, чем представляется. Правильная позиция администрации вуза способна привлечь профессорско-преподавательский состав для активной поддержки исследовательской работы студентов, однако необходимо продумать оценку качества деятельности и затраченное время, что должно найти отражение как в квалификационных требованиях, так и в результатах аттестации и оплаты труда ППС.

Необходимо указать на важность подготовки по гуманитарным предметам, так как именно подготовка по гуманитарному циклу предметов, которая идет на первых курсах обучения позволяет студентам запастись опытом и деятельнее воспринимать сложные фундаментальные дисциплины, например в технических вузах. При преподавании гуманитарного цикла предметов обязательно использовать информационно-коммуникативные технологии. Идея актуализации интереса к гуманитарным знаниям и реализация научно-исследовательской инициативы студентов и молодых ученых, была реализована, на базе кафедры «История и педагогика» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). В рамках научно-исторического кружка «Наследие Казани» преподаватели создали портал открытой страницы (паблик) в социальной сети ВКонтакте. Почти все 100 % студентов в социальной сети ВКонтакте зарегистрированы, что освобождает от разъяснения технических аспектов. Этот метод может использоваться для любой формы научной работы необходимо продумать концепцию группы-паблика. Группы-паблик – это действенный метод руководства научными исследованиями, студенты независимо устанавливают для себя режим подготовки творческих материалов (контент паблика). Работу студентов в течение семестра в кружке можно разделить на задания по модулям семестра, где на каждый модуль изобретается паблик, который может носить многогранный характер. Студенты имеют возможность привлекать исполнителей из других групп, направлений подготовки, из других вузов или даже регионов и государств, так могут возникнуть первые научные контакты. Аттестовать труд студента в течение семестра можно по работе в группе: по наполнению паблика; через регулярность обновления информации; по степени признания среди студентов по количеству поставленных «like»; по возможности применения опубликованного материала в других работах своеобразный «индекс цитирования студента». Здесь особое значение уделяется преподавателю, который своими личностными качествами должен увлечь студенческую аудиторию и поддерживать интерес в течение курса и подсказать талантливому студенту дальнейшую траекторию его исследовательской работы. Работа в группе-паблике может помочь реализовать и научно-исследовательскую работу студентов, через конкурсы докладов которые публикуются на странице паблика и выносятся на обсуждение, лучшие из которых рекомендуются для публикации в научных изданиях и в качестве докладов на научно-методических или научно-практических конференциях. Доступность результатов работы студентов является одной из важнейших форм мотивации молодых ученых к дальнейшим исследованиям. За последние пять лет на базе кружка «Наследие Казани» опубликовано более 50 студенческих работ.

Нами было выявлено, что использование популярных в среде молодежи online сервисов и электронных образовательных ресурсов интенсифицирует процесс обучения и позволяет выработать профессиональную компетенцию – способность работать в коллективе, ставить и решать творческие задачи. Мы считаем, что полученные результаты отражают важность проделанной преподавателями работы и помогают в обучении студентов. Для популяризации научной работы также полезны студенческие конференции, которые позволяют молодому ученому получить научный опыт в процессе открытой научной дискуссии и личную известность. Научно-исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса и становится все более важным показателем, уровня развития системы высшего образования. Приобщения студентов к научно- исследовательской деятельности является одной из приоритетных задач современного научного сообщества. Исследовательская работа способствует формированию готовности молодого поколения к реализации полученных в вузе знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, приобрести исследовательский опыт[2]. В период образовательной и научно-исследовательской работы происходит вырабатывание личностных свойств и качеств гражданина с активной жизненной позицией. Научно-исследовательская работа студентов и молодых ученых в вузе способствует реализации формирования интеллектуального потенциала молодого человека. Привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе необходимо реализовывать с первого курса обучения студентов. Научные результаты, приобретенные студентами, публиковать в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями. Для мотивации бакалавриантов, магистрантов и преподавателей к выполнению научных работ могут быть моральные, материальные и организационные формы поощрения. Из методов морального мотивирования – популяризация итогов научной работы студента и руководителя, рекомендация при поступлении в магистратуру и аспирантуру. Из материальных методов мотивации – награждение именными стипендиями, премиями, надбавками. За успешное руководство НИРС – рекомендация к награждению грамотой Министерства образования и науки РФ – нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов», «Почетный работник высшего профессионального образования России»[3].

Таким образом, поддержка и мотивирование научной активности с использованием ИКТ ведет студента и молодого ученого к качеству обучения и приобретению навыков анализа, творческого мышления, коммуникативности. Все эти качества входят в общекультурные компетенции, приобретение которых, вместе с навыками, знаниями и умениями обосновывают высшее профессиональное образование.

Список литературы

1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр – 2002. – 396 с.

2. Сайфутдинова Г.Б. Возможности и перспективы реализации дистанционного образования в России / Г.Б. Сайфутдинова, С.А. Лившиц, С.С. Усачев, О.С. Баймяшкина // Вестник современной науки. Научно-теоретический журнал. – 2015. – № 9. – Ч. 2. – С. 68-71.

3. Матушанский Г.У. Отбор и продвижение студентов в аспирантуру / Г.У. Матушанский, Д.И. Ключников // Вестник Казанского государственного энергетического университета – 2014. – № 3 (23). – С. 136-156.