УДК 338

Направления и инструменты политики занятости в России

Нартдинова Лилия Эльверовна - Башкирский государственный университет.

Аннотация: В данной статье на основе исследования ключевых составляющих государственной политики занятости в России определяются основные задачи, которые необходимо решить государству, рассматриваются приоритетные направления и основные инструменты эффективной политики занятости.

Ключевые слова: Политика занятости, безработные, занятые.

В современной экономике часто происходят сдвиги в объемах и структуре спроса на труд. В связи с этим возникает необходимость в гибких отношениях работодателей и работников, адаптации качественных характеристик рабочей силы под изменяющиеся условия рынка труда, а также в совершенствовании способов социальной защиты работников[3, c.42].

Государственная политика занятости является частью общегосударственной социально-экономической политики, направленной на наиболее полное использование национального человеческого потенциала, а также его дальнейшее развитие. В современной России политика занятости имеет ряд приоритетных задач, осуществление которых позволить решить ряд проблем. Так, важной задачей государства является создание таких условий, которые способствовали бы реализации гражданами их права на труд, что не исключает и личной ответственности человека за собственное материальное благополучие.

Все инструменты государственной политики в области занятости населения принято делить на две категории: активные и пассивные. К пассивным инструментам политики занятости можно отнести: смягчение положения безработных за счет выплат пособий по безработице, а также страхование населения от потери работы [1, c.56]. К активным инструментам государственной политики на рынке труда можно отнести помощь в профессиональной подготовке и переподготовке кадров, проведение курсов повышения квалификации и организации и регулирование бирж труда, служб занятости населения и информационных бюро, облегчающих безработным поиск работы. К активным средствам политики занятости можно отнести и регулирование уровня заработной платы, установление нормативно-правовых актов, ограничивающих увольнение работников. Еще одним из важных в последнее время является такой активный инструмент политики занятости, как субсидирование и льготы по налогообложению для предпринимателей, стремящихся к созданию новых и сохранение старых рабочих мест.

В настоящее время политика занятости в большинстве случаев сводиться лишь к помощи безработным, их адаптации к современным рыночным условиям, испытывающим трудности в процессе поиска работы или находящихся под прямой угрозой высвобождения [4, c. 46]. Причиной тому является понимание пространства рынка труда как сферы, охватывающей исключительно безработных и вакансии, а не всю совокупность отношений в области занятости. Данная ситуация, сложившаяся в сфере занятости населения, является основной проблемой государственной политики занятости в России.

К числу также наиболее актуальных проблем сферы занятости и рынка труда в России необходимо отнести и другие, например:

­ демографическая ситуация, недостаточный рост численности населения (на 1 января 2013 года численность населения составила 143347,1 тыс. человек, в 2012 году на тот же период данный показатель составил 143056,4 тыс. человек), на динамику численности населения оказывает тот факт, что показатель рождаемости не превышает показатель смертности ( в 2013 году показатель естественного прироста населения составил 0.0, а в 2012 году наблюдалось убыль населения и данный показатель составил -0,9), а также показатели продолжительности жизни при рождении, в особенности у мужчин [6];

­ недостаточно согласованное развитие основных факторов производства, недостаточное инвестирование в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста.

­ снижение численности занятых в науке и образовании ( численность занятых в данной сфере снизилось в период с 2000 - 2012 гг на 543 тыс. человек), наблюдается слабый приток молодых перспективных кадров [6]. Уменьшился приток молодежи и в другие отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров, особенно наблюдается нехватка рабочих кадров;

­ нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.

Стоит отметить и такую проблему, как сохранение территориальной неоднородности спроса на труд основная часть вакантных рабочих мест сосредоточена в Центральном федеральном округе, на эту область приходится около 30 % общероссийских регистрируемых вакансий [5, c. 51].

В настоящее время в России действует государственная программа занятости Российской Федерации « Содействие занятости населения», сроки проведения которой 2013-2020 гг. Если же говорить о результатах проведенной в 2010-2011 гг. государственной политики занятости населения,, то общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения. Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно [6].

Если рассматривать государственную политику в области занятости населения в Республике Башкортостан, то стоит отметить такое важное направление, как содействие занятости и трудоустройству молодежи. В 2012 году в Башкортостане в Государственное автономное учреждение «Республиканский центр содействия трудовой занятости молодежи» и его представительствах в поисках работы обратились 21,3 тыс. человек, из них — 7,4 тыс. несовершеннолетних. За данный период трудоустроено 4,9 тыс. молодых людей, из них на постоянную работу — 1,8тыс. человек, на временную — 3,1 тыс. человек[3]. Успешной формой экстренного поиска вакансий для молодых лиц, временного и постоянного трудоустройства стало проведение специализированных ярмарок вакансий, республиканских акций «Работу молодым!», «Кадровый перекресток». Претворение в жизнь подобных акций позволяет уменьшить число безработной молодежи в Башкортостане, сформировать условия для реализации трудовых инициатив молодежи, проинформировать молодежь о деятельности государственных органов и учреждений по обеспечению занятости[2].

Исходя из существующих проблем в сфере занятости населения и проводимой политики занятости населения, необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности государства. Прежде всего, необходимо проводить постоянную корректировку и трансформацию политики занятости, согласовывать усилия государства и бизнеса по обеспечению спроса на работников соответствующей квалификации, преодолению нехватки отечественных рабочих кадров, конкретизировать государственных приоритеты в сфере профессионального обучения. Государству необходимо разрабатывать комплексную программу поддержания и развития занятости, сдерживания безработицы.

Список литературы

1. Бреев Б.Д. Использование трудового потенциала России в условиях перехода к рыночной экономике// Общество и экономика. – 2007. - №12. – C. 56-57.

2. Галимова А.Ш., Масалимова Г.Р. Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики Башкортостан//Молодой ученый. – 2014. - № 2(16). – С.424-427.

3. Масалимова Г.Р., Галимова А.Ш.

Влияние миграции на трудовой потенциал молодежи Республики Башкортостан // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях «Инновационное развитие современной науки (г.Уфа). - 2014. - С. 7-12.

4. Ленькина О.Б. Эволюция подходов к регулированию занятости населения в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №3. – С. 46-48

5. Прокопов А.Н.. Об основах финансовой политики занятости.//Человек и труд. – 2009. - №3. – С. 51-53.

6. Российский статистический ежегодник-2013г. Федеральная служба государственной статистики. URL: //www.gks.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими: