УДК 005. 331; 316. 344. 2 (575.2)

Взаимосвязь и взаимовлияние человеческого ресурсного потенциала и уровня социально-экономического развития страны (на материалах Кыргызской Республики)

Омурбекова Марина Олеговна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Менеджмента Кыргызского Государственного технического университета. им. И.Раззакова. (г.Бишкек , Кыргызская Республика)

Аннотация: Статья посвящена определению взаимосвязи и взаимовлияния уровня и состояния развития человеческого потенциала и достигнутых результатов социально-экономических преобразований, осуществляемых в Кыргызстане в настоящее время. Изучены теоретико-методологические вопросы в области человеческого потенциала и приведены статистические показатели, характеризующие его взаимосвязь с достигнутым уровнем социально-экономического развития в стране.

Ключевые слова: Человеческий потенциал, экономический рост, занятость, бедность, ВВП, ИЧР.

Понятие человеческого потенциала - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в сегодняшнем Кыргызстане, который переходит в качественно новое состояние - от стабилизации к развитию. Развитию, которое должно быть опережающим. И не только в экономическом, но и в социальном смысле. Собственно, в этом и заключается сверхидея современной социально-экономической политики и приоритетных национальных проектов.

Сегодня стало ясно, что главной политико-идеологической задачей общества и государства на нынешнем этапе глобализации, основой их деятельности стал человек, развитие его материальных, интеллектуальных и духовных возможностей.

Ускоренное развитие человеческого потенциала становится, таким образом, не только приоритетом социально-экономического развития, но и главной задачей, стоящей перед страной.

Значение человеческого потенциала ярко проявляется в экономике и политике государств-лидеров мирового развития. Центром приложения главных усилий государств становится человек. Чем больше возможностей - образовательных, интеллектуальных, информационных и т.д. - будет иметь каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс государства, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.

Экономический рост, являющийся главной целью социально-экономических преобразований, имеет не только техноэкономическое, материальное происхождение, далеко не полностью определяется, например, масштабами и составом инвестиций в овеществленный капитал, развитием технического прогресса, внедрением новой техники и технологии, организацией производства и т.п. Уже в XIXв. основоположники современной экономической науки (А.Смит, К.Маркс, А.Маршалл и др.) установили решающее значение в экономическом развитии нематериальных источников, носителем которых является человек.

При существовании большого количества определений и видов человеческого капитала это понятие, как многие термины, представляет собой метафору, т.к. переносит свойства одного явления на другое по общему признаку «человеческий капитал».

По мнению многих ученых, в человеческий капитал включаются не только расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, но и все другие затраты на воспроизводство рабочей силы. Например, последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него значительную часть потребительских расходов - текущие затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели. Среди основных составляющих национального богатства - человеческого капитала, природного капитала и воспроизводимого капитала в Западной Европе и в Северной Америке первый из них, согласно расчетам, составляет от 70 до 76%. В Кыргызстане тот же показатель, по различным оценкам, колеблется от 40 до 50%.

Можно утверждать, что величина человеческого потенциала находится в прямой зависимости от применяемых форм обучения. При этом по форме обучения можно выделить специальный и общечеловеческий капитал. Первый включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки, и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. Общечеловеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

К основным элементам структуры человеческого капитала (по определению Г.Беккера) можно отнести:

• капитал образования (знания общие и специальные);

• капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, производственный опыт);

• обладание экономически значимой информацией (информированность о ценах и доходах);

• капитал миграции (обеспечивающий мобильность работников);

• мотивация экономической деятельности и т.д. [1]

Структура и факторы человеческого потенциала

Рисунок 1. Структура и факторы человеческого потенциала.

Таким образом, человеческий капитал – это важнейшая составляющая современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалами.

Также под человеческим потенциалом понимается имеющийся у человека запас знаний, здоровья, опыта, который используется индивидом для получения дохода. Кроме того, в состав человеческого потенциала включается приобретенный запас знаний, которые целесообразно использовать в той или ионной сфере общественной деятельности, и который способствует устойчивому росту производительности труда и производства.

Идеи, заложенные в концепции человеческого капитала, оказывают серьезное воздействие на формирование и реализацию экономической политики государства. Благодаря этой концепции изменяется отношение общества к вложениям в человека. В людях научились видеть инвестиции, обеспечивающие производительный, причем долговременный, эффект. Под влиянием концепции человеческого капитала, в которой образованию отдана роль «великого уравнителя», происходит существенная переориентация социальной политики.

В рамках этого нового подхода дети рассматриваются как будущие носители человеческого капитала, поскольку вложения в семейный бюджет создают финансовые, социальные, моральные, культурные условия расширенного духовного и физического потребления членов общества, а также условия для рождения и воспитания детей как будущих носителей человеческого капитала.

Проблема влияния социально-экономических факторов на демографию не является однозначной. С одной стороны, очевидна тенденция, в соответствии с которой при переходе части населения развитых стран из категории «нищих» в категорию «бедных» (или более обеспеченную категорию) и соответственного роста доходов пропорционального роста рождаемости не наблюдается. Эта закономерность свойственна и Кыргызстану.

Так, за последние два года 5% граждан Кыргызстана перешли за черту бедности. В городской черте этот показатель увеличился на 12 % — с 23,6 % в 2010г. до 35,4% в 2012г. По данным Нацстаткома, в 2012г. 38% населения проживало ниже национальной черты бедности. Это незначительное ухудшение в сравнении с 2011 (36,8%) и 2010 (33,7%) годами. На областном уровне показатель бедности снизился в Иссык-Кульской, Нарынской, Таласской и Чуйской областях, но повысился в Джалал-Абадской, Ошской областях и в Бишкеке. В таблице представлены данные за последние пять лет, показывающие долю бедного населения, находящегося за чертой бедности.

Таблица 1. Доля бедного населения в национальной черте бедности (% населения).

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

31,7%

31,7%

33,7%

36,8%

38,0%

 

С другой стороны, доказано и это особенно хорошо видно на примере Кыргызстана, что низкие и очень низкие доходы не позволяют в принципе иметь социально благополучных детей. Применительно к современному Кыргызстану это означает, что физически обеспечить самым необходимым свое потомство не могут почти 50% граждан.

Об этом также свидетельствуют данные, представленные официальной статистикой.

В Кыргызстане на 1 февраля 2013г. численность незанятого населения по сравнению с аналогичной датой прошлого года увеличилась на 1,3%.

Кроме того, уровень зарегистрированной безработицы по республике составил 2,4% от экономической активности населения. Из общего числа зарегистрированных безработных 50,9% — женщины. Всего по республике безработных зарегистрировано 61 тыс. 7 чел., наибольшее количество в органах государственной службы Джалал-Абадской области – 12 тыс. 425 и наименьшее в Таласской области – 2 тыс. 136 чел.

Как отмечается, на одно свободное рабочее место, заявленное предприятиями, приходилось в среднем 13 безработных.

Анализ основных тенденций развития Кыргызстана свидетельствует о том, что при удовлетворительных результатах макроэкономического развития, экономика не сбалансирована на структурном уровне: одновременно с низким ростом ВВП, вроде бы стабильным сомом, большим дефицитом бюджета, высоким государственным долгом и высокой процентной ставкой на кредиты, происходит увеличение расходов государства, идет экстенсивное развитие бизнеса, высокая безработица и налицо неравномерное развитие регионов.

Представляет определенный интерес тот факт, что большая часть жителей Кыргызстана (от 30 до 72% населения) причисляет себя к среднему классу страны. [2] Как известно, наличие в стране среднего класса является интегральным показателем оптимальности и эффективности проводимых социально – экономических реформ. Обычно в стабильно развивающихся обществах определение среднего класса складывается через уровень образования, профессионально – должностную позицию и уровень дохода, которые в совокупности определяют социальный статус личности. Однако по объективным причинам в Кыргызстане невозможно определить средний класс только по этим признакам, поскольку образование не гарантирует официальную перспективную работу, в свою очередь, официальная работа не гарантирует фактического дохода, следовательно, официальный доход не гарантирует общественного статуса гражданина страны. Кроме того, в республике имеется сектор теневой экономики, где занята значительная часть населения страны. Соответственно, их перспективная работа и социальный статус, фактическое материальное положение и благополучие не отражаются в официальных источниках государства.

В мировой практике субъективный средний класс определяется на основании самоидентификации, то есть массового анкетирования с применением базового стратификационного критерия. Исследования, проведенные в Кыргызстане консалтинговой компанией «SIAR – Bishkek» по заказу Фонда инновационных технологий «Terra Public» показали, что 72% граждан республики (а в г. Бишкек – 66% жителей) сами идентифицируют себя и свою семью в качестве представителей среднего класса. В то же время, по данным республиканского Центра изучения общественного мнения (ЦИОМ) «Эл пикир», 59% жителей страны считают свое положение средним, то есть причисляют себя к среднему классу, а по данным Бишкекского делового клуба, они составляют от 5% до 35% населения страны. [3]

Таким образом, доминирующие тенденции социально-экономического развития, влияющие на качество человеческого капитала в различных странах, показывают особую значимость этих тенденций и вектора их развития. Кыргызстан стоит перед острой необходимостью в сжатые сроки провести фундаментальную модернизацию национальной экономики, перейти от экспортно-сырьевой модели к инновационной. Однако качество человеческого капитала в нашей стране – этой основной составляющей и важнейшей движущей силы любого развития, тем более ускоренного, нацеленного на коренное улучшение основных параметров национальной экономики, оставляет желать лучшего.

В табл. 2 представлены данные, позволяющие сделать выводы о современном состоянии и развитии человеческого потенциала в Кыргызстане по сравнению с другими странами Центральной Азии. Эти выводы могут быть основаны на показателях ВВП и ВВП на душу населения, Индексе человеческого развития (ИЧР).

Таблица 2. Развитие человеческого потенциала в странах Центральной Азии.

Страна

Население, июль 2011г.

Территория (кв. км)

Плотность населения, июль 2011г.

ВВП, 2010г.

(млрд. долл.)

ВВП на душу населения, 2010г. (долл.)

Казахстан

15522373

2724900

5,7

196,4

12700

Узбекистан

28128600

447400

62,9

85,85

3100

Туркменистан

4997503

488100

10,2

36,9

7500

Таджикистан

7627200

143100

53,3

14,74

2000

Кыргызстан

5587443

199951

27,9

12,02

2200

Всего

61863119

4003451

15,5

345,91

5700

 

По уровню человеческого развития Кыргызстан занимает 125 место в общемировом рейтинге стран. Туркменистан занимает 102 место. Он — почти в начале списка стран со средним уровнем развития человеческого потенциала. В этой же группе Узбекистан — на 114 позиции. В списке стран со средним уровнем развития — Кыргызстан и Таджикистан. Они разделяют 125 место. Казахстан — в списке стран с высоким уровнем человеческого развития и занимает 69 место.

Страны с примерно равными значениями среднедушевого дохода могут сильно различаться по индексу человеческого развития; в то же время величина среднедушевого дохода напрямую свидетельствует об уровне человеческого потенциала в стране и позволяет делать прогнозы о будущем состоянии общества для стран, далеко отстоящих друг от друга по уровню экономического развития. Очевидно, во многом это зависит не только от имеющихся у государства экономических ресурсов, но и от направленности его социальной политики, от того, как общество реально определяет и выстраивает свои приоритеты.

Список литературы

1. Беккер Г. Человеческий капитал //США: экономика, политика, идеология. М., 1993, стр. 1019.

2. Алмакучуков К.М. и др. Субъективный средний класс Кыргызстана. Аналитический доклад. – Б., - 2007. – С. 27,61,62.

3. Ибраимов О. Испытание историей. Размышление и эссе о судьбе Кыргызстана. – М., - 2008. – С. 66, 67.